Ирена Айзингер, сопрано. Маргарета Зимс, сопрано. Герман Шей, баритон.
Historic Opera Stars from Germany
Vol. 2. Irene Eisinger, Margarethe Siems, Hermann Schey.
Label: Vms
Catalogue Number: VMS127
Released: April 12, 2004
Audio CD
Number of Discs:1
Данная серия задумана ее создателями как широкая ретроспектива немецкого вокального исполнительства, посвященная искусству певцов, чье творчество пришлось на первую половину ушедшего столетия - от начала эры звукозаписи и до второй мировой войны. Многие из этих имен 60-90 лет назад составляли цвет и славу немецкой вокальной школы, украшали афиши не только ведущих немецких сцен, но и театров по всей Европе. Сегодня практически все они основательно позабыты, и отыскать их можно, пожалуй, лишь в специализированных музыкальных справочниках, да и то преимущественно немецких.
Учитывая скудность дошедшего до нас фонографического материала, первый альбом серии объединил сразу семерых вокалистов еще кайзеровской Германии. Второй альбом представляет трех певцов - сопрано Ирену Айзингер и Маргарету Зимс, а также баритона Германа Шея, которого весьма условно можно отнести к звездам именно оперы - в репертуаре певца были, конечно, оперные арии, но в театре Шей никогда не выступал. Все трое сделали себе имя в Германии и работали преимущественно на немецких сценах, хотя и ветры международной конкуренции были им знакомы.
Наиболее дозированно в альбоме представлена старшая по возрасту Маргарета Зимс (1879-1952) - муза Рихарда Штрауса, для которой композитор написал партии Хризофемиды, Фельдмаршальши и Цербинетты в своих операх "Электра", "Кавалер розы" и "Ариадна на Наксосе". До первой мировой войны Зимс блистала на императорских сценах Берлина, Вены и Санкт-Петербурга, гастролировала в Лондоне и Милане, позже преподавала в Дрездене и Бреслау. К сожалению на диске нет фрагментов из штраусовских опер: безусловно, представляло бы немалый интерес познакомиться с их "аутентичной" интерпретацией. Искусство певицы проиллюстрировано записями 1910-12 гг. арий из опер "Гугеноты", "Аида", "Риголетто", а также вальсом "Весенние голоса" Иоганна Штрауса (дорожки 20-23).
Голос Зимс - лирико-колоратурное сопрано благородной масти, не "канареечно" воркующее, но более глубокое и осмысленное, объединяющее в себе виртуозную технику и подлинно драматическую силу выразительности. Слушая ее записи соглашаешься со справедливостью слов американского критика Ральфа Льюкена: "Зимс может быть поставлена в один ряд только с такими певицами, как Лилли Леман и Лилиан Нордика, которым было все подвластно. Среди современных колоратурных сопрано быть может лишь Джоан Сазерленд приблизилась к тем вершинам, что были покорены Зимс".
Совершенно иной тип певицы представляет Ирена Айзингер (р. 1903), чьих записей на диске большинство. Это - типичное субреточное сопрано австро-немецкой школы с безупречной, способной на любые, самые головокружительные пассажи колоратурной техникой, но немного плосковатое, порою даже резкое в верхнем регистре.
Карьера этой певицы состоялась в основном в Берлине, где она в течение десяти лет была солисткой Немецкой государственной оперы. В 1930-е годы Айзингер гастролировала в Венской опере и в "Ковент-Гарден", выступала на Зальцбургском фестивале, участвовала в первых сезонах Глайндборна. Перед второй мировой войной она эмигрирует из Германии, прочно обосновавших на берегах Альбиона и изредко выступая на радио. В предлагаемом альбоме певица предстает искусным виртуозом в ариях Моцарта, Вебера, Пуччини и И. Штрауса, к наиболее удачным из которых стоит отнести "Mein Herr Marquis" из "Летучей мыши" (дорожка 2), "Kommt ein schlanker Bursch gegangen" из "Вольного стрелка" (дорожка 8), а также дуэт Церлины и Дон Жуана, спетый по-немецки с Гансом Райнмаром (дорожка 7). Но в особенности "легкокрылый" голос певицы органичен в шуточной песенке Эрнста Арнольда "Da draussen in der Wachau" (дорожка 3), где с блеском раскрылся ее незаурядный комический дар.
Искусство Германа Шея (1895-1981), чья творческая судьба также преимущественно связана с Берлином, увы, не представлено ни одним фрагментом из произведений Баха, незаурядным интерпретатором которых певец славился в свое время. Видимо, это досадное упущение можно объяснить желанием составителей показать совсем неизвестного Шея, поскольку запись "Страстей по Матфею" с его участием и под управлением Виллема Менгельберга сравнительно широко известна. Голос певца - глубокий, теплый по тембру баритон широкого диапазона, скорее даже бас-баритон, со звучной серединой и свободным верхом; безупречное легато однозначно выдает в Шее представителя старой школы, в то же время стильная фразировка делает исполнение современным, лишенным и тени архаичности. Из всех включенных в альбом записей наибольшее впечатление производят два отрывка из "Дон Жуана" (дорожки 15, 16) - серенада и бриндизи: совершенная кантилена в первой и легкость и непринужденность во втором заставляют абсолютно забыть о "невокальном" немецком, на котором исполнены оба номера.
К преимуществам данного альбома следует отнести достаточно высокое качество реставрации фонограмм, когда соблюдена мера в их "очистке": добившись более чем приемлемого с современных позиций саунда, создатели сумели сохранить и уникальное обаяние старых пластинок, причем это относится в равной степени как к более ранним записям М.Зимс, так и к сделанным И.Айзингер и Г.Шеем в конце 1920-х - 1930-е гг.