Carnegie Hall Recital, September 24, 1955
Фредерик Шаувекер, фортепиано.
"Заново открытый Бьёрлинг"
Юсси Бьёрлинг, тенор
Концерт в "Карнеги-холл" 24 сентября 1955 года
Label: RCA Red Seal
Catalogue Number: I418563
Released: September 9, 2003
Audio CD ADD
Number of Discs:1
Фирма "BMG" в своей знаменитой ретроспективной серии "RCA Red Seal" представляет запись одного из многочисленных концертов Юсси Бьёрлинга - всемирно известного шведского тенора, расцвет чьей карьеры пришелся на 1930-50-е годы.
Как известно, на протяжении всего творческого пути, начавшегося необычайно рано, певец большое внимание уделял концертной деятельности - несмотря на выдающиеся свершения на оперной сцене, где артист дебютировал в девятнадцатилетнем возрасте в моцартовском "Дон Жуане" (партия Дона Оттавио; Королевская опера, Стокгольм), как музыкант Бьёрлинг сформировался именно на концертной эстраде, поскольку с раннего детства участвовал в семейном вокальном квартете, возглавляемом его отцом Давидом (также известным в свое время тенором и первым педагогом Юсси) и пользовавшимся широкой популярностью в Швеции. Интенсивную концертную деятельность Бьёрлинг не оставлял и в те годы, когда, казалось бы, все его внимание было сосредоточено на крупнейших оперных сценах мира, где он был желанным гостем вплоть до своей внезапной кончины, трагически оборвавшей одну из самых звездных карьер в музыкальном мире (певец не дожил нескольких месяцев до своего полувекового юбилея).
Концерт в "Карнеги-холл", состоявшийся сентябрьским вечером 1955 года, - документ эпохи, позволяющий нам услышать 44-летнего шведского певца в зените славы и творческой формы. Программа вечера выстроена в соответствии с каноном, который сам Бьёрлинг постепенно выработал за много лет выступлений в камерном жанре - сначала камерные произведения немецких авторов (Бетховен, Шуберт, Рихард Штраус, Брамс), затем несколько оперных хитов ("Дон Жуан", "Федора", "Кармен", "Манон"), следом родная певцу скандинавская музыка (Григ, Сибелиус, Сьёберг), в финале вновь "ударные" итальянские арии и песни ("Сельская честь", "Тоска", "Андре Шенье", "Богема", песни Тости), на бис - что-нибудь родное для публики (на этот раз песня Стивена Фостера "Jeanie with the Light Brown Hair").
По современным представлениям подобная программа - музыкальный винегрет без какого-либо внутреннего содержания, апофеоз тенорового самолюбования, когда напоказ выставлено все "самое-самое" с целью в очередной раз убить наповал и без того взвинченную до предела ожиданием явления суперзвезды публику. Однако, если посмотреть на это под иным углом, то скорее следует признать в Бьёрлинге тонкого психолога, умеющего работать с публикой, и в некоторой степени просветителя - исполняя сравнительно редкозвучащие камерные произведения он расширяет ее кругозор, приобщает к новому, в то же время, перемежая программу шлягерами, он не позволяет ускользнуть ее вниманию, интересу, дает "отдохнуть" ушам неофитов, а знатокам предлагает новое прочтение давно известного.
Кроме того нам, в эпоху стилевой специализации большинства вокалистов, небезынтересно услышать как певец справляется со столь разноплановой музыкой "в один присест". Надо признать, что справляется блестяще: Бьёрлинга можно назвать своеобразным "хамелеоном стиля", певцом универсального стилевого чутья, настолько свободно он переходит от немецких Lieder к веристским рыданиям, от философичных скандинавских медитаций к изящным французским ариям.
В одном концерте звучат произведения на шести языках - не сомневаясь (хотя и не имея возможности оценить) в эталонности исполнения носителя языка на шведском и близком ему норвежском, безусловно, склоняешь голову перед той естественностью, с какой Бьёрлинг поет на чужих ему итальянском, немецком, французском и английском.
На диске концерт представлен полностью, без купюр (с оными он уже издавался ранее), с многочисленными бисами не только в финале, но и в середине рецитала, с продолжительными аплодисментами, с репликами самого Бьёрлинга, обращенными к публике по-английски - все это позволяет почти физически ощутить незабываемую атмосферу, царившую в "Карнеги-холл" почти полвека назад.
Трудно даже выделить что-то более или менее удачное в этом выступлении - настолько ровно, свежо и эмоционально звучит голос "от А до Я", демонстрируя одновременно феноменальную технику и проникновенное пение. Скорее, следует просто отметить единственный раз спетую именно на этом концерте арию "Il mio tesoro" из моцартовского "Дон Жуана" (несмотря на то, что певец дебютировал в этой опере, данную арию он никогда не пел в театре, поскольку в постановке Стокгольмской оперы она была купирована; дорожка 10), раритетные песни Грига и Сибелиуса (дорожки 14-18), где голос Бьёрлинга расцветает каким-то необыкновенным, нордическим светом, и быть может, "Come un bel di Maggio" из джордановского "Шенье", спетую с бесподобным накалом чувств (дорожка 25).
Достойным партнером вокалиста выступает его постоянный во время американских гастролей аккомпаниатор Фредерик Шаувекер - чуткий и изящный в камерных произведениях и по-оркестровому полнозвучный в оперных фрагментах.