Наконец-то пришел долгожданный день: издательство «Ассоциация Эскорт» выпустило в свет книгу «Дмитрий Покровский. Жизнь и творчество», Сборник статей. 456 страниц. 114 иллюстраций.
Уникальная книга об уникальной личности. Первый труд о выдающемся русском ученом, музыканте, артисте, педагоге. Как пишет составитель Николай Морохин, «Покровский оставил по себе легенду. Все осознают, что он был настоящим большим ученым. Но все его научное наследие — одна, напечатанная где-то в семидесятых годах тощая статья в мало кому известном сборнике. В ней, мягко говоря, не высказываются те фундаментальные вещи, которые вспоминают в связи с его именем...». Это не укладывается в голове, но по сути: научные идеи Покровского, как и песни, существуют в устном бытовании и передаются от человека к человеку. Они были просто высказаны, в лучшем случае зафиксированы каким-либо работавшим в этот миг магнитофоном. Таким образом, они сами по себе фольклор. Парадоксально, но факт: весь первый раздел сборника (а он содержит четыре главы) — это «научный фольклор» ученого-музыковеда, фольклориста, исследователя. Он представляет наибольший интерес и ценность, особенно для профессионалов, и, по моему разумению, его надо было публиковать с комментариями, сносками, замечаниями, чтобы читатели имели возможность со всей глубиной вникнуть в смелость, оригинальность, новаторство поднимаемых Покровским-ученым проблем, гипотез. Пусть это замечание, адресованное в первую очередь редактору, не покажется старушечьим ворчанием или излюбленной журналистами «ложкой дегтя». В таком ценном, без преувеличения событийном издании хотелось бы безупречности и внимательности, строгости редакторского пера (с большим сожалением замечаешь разночтения в написании фамилий очень известных, сыгравших важную роль в судьбе героя, в судьбоносных датах жизни Покровского, перепутаны фамилии авторов последних исполнявшихся им современных произведений).
Вообще-то книга издана очень добротно — хорошая бумага, хорошее оформление, выполненное с отличным вкусом; прекрасная обложка. Сборник красивый, его просто приятно держать в руках, а после того как хоть бегло перелистаешь страницы, рождается неудержимое желание приобрести для своей личной домашней библиотеки. Правда, несколько сомнительно, удастся ли подобное: всего-навсего тысячный тираж выпущенной в свет книги сделал ее с первого же дня библиографической редкостью. Добавлю к сказанному, что издание смогло состояться благодаря серьезной материальной помощи выдающегося американского музыканта-джазмена, друга Покровского, Пола Уинтона. Материал, включенный в сборник, многообразен: здесь и опубликованные в разные годы в средствах СМИ интервью, беседы, выступления в теле- и радиопередачах; отзывы прессы на концертные программы «покровцев», отчеты, наконец, глава воспоминаний, написанных уже после ухода из жизни Дмитрия Викторовича его соратниками, коллегами, учениками, последователями и просто почитателями таланта. Удивительная особенность этого издания: ознакомившись даже бегло с книгой, притом что хорошо знал Дмитрия Покровского, следил за его научными, музыкальными, исполнительскими делами, понимаешь, сколь многого не замечал, недооценивал.
В России о Покровском, кажется, несколько подзабыли. В Америке — любили, ценили, присвоили профессорское звание и ожидали с сентября, что приедет проводить сразу три музыковедческих курса и читать лекции по русскому авангарду. Наконец-то настанет облегчение, можно будет регулярно заниматься наукой, дописать диссертацию, поправить здоровье (найдутся деньги на операцию у американского врача, который уже некоторое время за ним наблюдает). А пока — он на даче, предоставленной друзьями на летние месяцы в одном из маленьких городов в Штатах, однако без копейки денег. Надо искать выход, и, к счастью, по словам Покровского, выход находится: в соседнем саду требуется рабочий, и Дмитрий Покровский с радостью берется за этот труд...
В Москву возвращается переполненный планами и надеждами на будущее. Последний, кто видел и разговаривал с ним, был композитор Антон Батагов...
— Деньги на похороны собирали мы все, люди, которые его любили, ансамбль, Театр на Таганке, его друзья. Притом что в Министерстве культуры, которое олицетворяет государственное отношение к искусству в нашей стране, нам сказали: мы понимаем, мы поможем, но нужна официальная бумага, а кстати, скажите, к какой организации относился его ансамбль? И никто из официальных лиц не пришел на панихиду. Что, он был России не нужен? Но ведь если кому-то из другой страны нужно объяснять, что такое Россия — не про выборы и колбасу, демократов и коммунистов, — а по существу, можно просто дать послушать диск Ансамбля Покровского — и говорить больше ничего не нужно, — пишет в своем воспоминании Антон Батагов. Сегодня я бы добавила — и полистать замечательный сборник, воссоздающий портрет во всем величии и благородстве.
«Дмитрий Покровский. Жизнь и творчество». М.: «Ассоциация Эскорт», 2005.
Мариам Игнатьева