Пять веков Санкт-Петербургской капеллы
В 2004 году старейшая русская певческая капелла отметила свое 525-летие. Ее богатую родословную принято вести от Хора государевых певчих дьяков. 12 августа 1479 года в Москве шло освящение Успенского собора в Кремле, торжественную службу сопровождало пение личного хора великого князя Ивана Васильевича III. До начала XVIII века хор оставался в Москве; Петр Великий переименовал хор в Придворный; любя церковное пение, возил его за собою. Так, 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года 28 государевых певчих принимали участие в торжествах по случаю закладки невской столицы, с которой первый профессиональный русский хор с тех пор неразлучен. За три столетия петербургской истории хор несколько раз менял название: Императорская придворная певческая капелла (1763), Петроградская народная хоровая академия (1918), Государственная академическая капелла (1922), Ленинградская академическая Капелла им. М.И.Глинки (1954), Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга...
В XVIII веке с хором Капеллы работали выдающиеся итальянские композиторы: Бальдассаре Галуппи, Томмазо Траэтта, Джованни Паизиелло, Джузеппе Сарти, Доменико Чимароза. Им на смену пришли русские мастера — Дмитрий Бортнянский, Алексей Львов, Михаил Глинка, Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков, Антон Аренский...
В труднейшие для русской духовной музыки семь десятилетий ХХ века — годы гонений и запретов — Капеллу возглавляли такие замечательные хормейстеры, как Михаил Климов, Палладий Богданов, Елизавета Кудрявцева, Георгий Дмитревский...
Разговор с нынешним художественным руководителем Капеллы Владиславом Чернушенко состоялся в его рабочем кабинете в здании на набережной Мойки у Певческого моста. Между прочим, недавно заново отреставрированный мост свое теперешнее название получил ровно 160 лет тому назад, в 1844 году. А вот ремонт самой Капеллы затянулся: последние несколько лет исторический комплекс главного здания и двух боковых флигелей, спроектированных и перестроенных архитектором Леонтием Бенуа в 1887—1889 годах, реставрируется (дал трещину главный корпус из-за строящейся рядом гостиницы). Трещина эта, увы, прошла и через взаимоотношения Капеллы с имущественными департаментами городской администрации, с инвесторами, принимавшими участие в проекте воссоздания анфилады так называемых «дворов Капеллы» и теперь претендующими на часть помещений, исторически принадлежавших Капелле.
— Владислав Александрович, когда же снова Капелла запоет у себя «дома»?
— Зал обещают открыть к маю 2005-го. Но окончание реставрационных работ придется отложить на 2—3 года, пока не произойдет усадка фундамента строящейся гостиницы.
— Нынешние «Невские хоровые ассамблеи» напоминают домашний праздник. Отчего «гостей» меньше, чем на предыдущих фестивалях?
— Вы правы, приглашенных коллективов совсем немного и все они связаны тесными родственными узами с нами — помимо хора Капеллы, это ее симфонический оркестр, возрожденный около полутора десятилетий назад, хор мальчиков Хорового училища, хор дирижерского факультета консерватории, мужская группа которого пополняется в основном выпускниками Хорового училища. Прежде мы были «гостеприимнее», привлекали различные хоровые коллективы. Но нынче фестиваль посвящен 525-летию Капеллы: отсюда и узкий «семейный» круг приглашенных, и выбор авторов, тех, кто служил здесь, — Бортнянский, Львов, Глинка, Римский-Корсаков... Хотя обойтись без произведений Чайковского, Танеева, Прокофьева мы, естественно, не могли. Так же как и без музыки тех современников, с которыми Капелла связана на протяжении десятилетий — Свиридова, Гаврилина, Слонимского, Петрова... Вот Сергей Михайлович доверил нам мировую премьеру своей Одиннадцатой симфонии (посвященной М.Шемякину) и Реквиема.
— Премьеры двух названных вами произведений Слонимского, прозвучавшие на открытии «Невских хоровых ассамблей» в Большом зале филармонии, сделались одним из крупнейших событий сезона. Отрадно, что рядом с маститым юбиляром, хором Капеллы, его юный собрат, еще не достигший совершеннолетия симфонический оркестр Капеллы, выглядел достойно. Коллектив, руководимый Александром Чернушенко, растет на глазах. Не потому ли, что постоянно исполняет музыку современных авторов?
— Я всегда считал, что любой музыкант — солист ли, дирижер ли — должен буквально искать музыку современников, искать себя в ней. Моей дипломной работой выпускника дирижерского факультета консерватории была Первая симфония Слонимского. За годы работы с хором Капеллы я исполнил произведения около 40 авторов-земляков — ленинградцев, петербуржцев. Далеко не все из них сегодня «на слуху» — например, «Три пальмы» Германа Окунева, «Синие гусары» и «Ярмарка» Бориса Кравченко, «Голос из хора» Сергея Слонимского... Иные сделались просто «шлягерами», как, скажем, блоковская «Незнакомка» Юрия Фалика.
— Иные, возражу, напротив, исчезли из репертуара Капеллы, хотя и были исполнены ею впервые. Меня вместе с многими друзьями музыки петербургского композитора Люциана Пригожина волнует судьба его блистательной оратории «Слово о полку Игореве». Вернется ли она на афишу?
— В прошлом сезоне исполнение «Слова» сорвалось по ряду причин, но в 2005 году мы обязательно возобновим его.
— Берусь подсказать программы абонементных концертов Капеллы. Рядом со «Словом о полку Игореве» Пригожина можно было бы сыграть музыку из балета Бориса Тищенко «Ярославна» и «Половецкие пляски» Бородина... Или вот — кантата Пригожина «Вьюга», оратория Вадима Салманова «Двенадцать», одноименный с нею балет Тищенко — все вдохновленные блоковской поэмой!
— Хорошо бы добавить Вторую симфонию Владимира Щербачева по Блоку...
— ...а я напомню об уникальной симфонии для хора Гавриила Попова, об изумительной, всегда «с ходу» принимаемой любой аудиторией, «Симфонии в обрядах» Пригожина. Почему Капелла так легко расстается со своими же «детьми»?
— «Симфонию в обрядах» мы обязательно вернем слушателю; она, правда, лучше звучит в исполнении камерного хора.
— Подумалось: не создадим ли мы у читателей нашей беседой, посвященной музыке России, ощущение национальной замкнутости, «премудрого... незнанья иноземцев»?
— Знающие историю не поверят такому предположению: при участии Капеллы состоялась мировая премьера «Торжественной мессы» Бетховена, российская премьера его же Девятой симфонии. В абонементы Капеллы из года в год включаются шедевры Баха и Вивальди, Гайдна и Моцарта, Берлиоза и Верди... Мы исполняли Хиндемита и Шёнберга, Онеггера и Пуленка... Но пять с лишним веков старейшего русского хора, согласитесь, уместно почтить фестивалем русской музыки!
— Соглашусь: Капелла всегда была певческим мостом между Западом и Востоком, мостом из прошлого в будущее. Хорошо бы ей стать певческим мостом для новых слушательских поколений — дорогой к высокой музыкальной культуре.
Беседу вел Иосиф Райскин