К итогам Конкурса молодых оперных певцов имени Римского-Корсакова
В Петербурге завершился VI Международный конкурс молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова. Одиннадцать лауреатов, шестнадцать специальных призов и пять дипломантов достойно выдержали испытание из трех туров и строгое международное судейство. В этом году конкурс наконец утешил высоким уровнем конкурсантов и участием представителей шестнадцати стран (среди которых Германия, Польша, Норвегия, Новая Зеландия, Финляндия, Япония), четверо из которых получили призы за исполнение русской музыки на действительно хорошем русском языке. Однако при всем этом богатом пасьянсе Гран-при не достался никому, хотя по крайней мере два серьезных претендента на него были. Председатель жюри Владимир Атлантов пояснил, что появление гран-призера должно было бы сопровождаться «взрывом бомбочки, чего не произошло». Официальное решение жюри уже зафиксировано, а вот мнение публики (если не считать приза зрительских симпатий, о котором речь впереди) останется лишь в памяти очевидцев: количества аплодисментов такой оглушительной силы, которые достались лауреатам первой премии Вадиму Кравецу и Ольге Шуршиной, российские конкурсы не помнят давно.
В этом году вместе с программой поменялись и персоны в жюри. Программа предполагала большую свободу выбора. Кроме исчезновения «старинной арии», программа первого тура наряду с русской и западноевропейской ариями и романсом Римского-Корсакова включала в себя «Произведение современного композитора ХХ — XXI века». Во втором туре и вовсе была допущена полная свобода действий: две арии и два романса должны были представлять русский, французский, итальянский и немецкий стили в каких угодно вариантах. На третьем же туре вот уже второй год подряд участники, подготовив две арии, показывали всего лишь одну, что значительно облегчало задачу жюри, но публику оставляло несколько неудовлетворенной.
Впервые в этом году председателем жюри был приглашен Владимир Атлантов. Знаменитый тенор-эмигрант словно заново родился для родного Петербурга-Ленинграда. Сегодня бывший Герман номер один очень подтянут и строг, больше напоминая высокопоставленного чиновника. Главный объект нынешней петербургской страсти мастера — Академия молодых певцов Мариинского театра. Господин Атлантов не устает сыпать комплименты и восторги в адрес уникального дочернего предприятия, которому в этом году исполнилось уже шесть лет. Эта страсть не могла, разумеется, не сказаться на результатах конкурса: девять лауреатов из одиннадцати — стажеры академии. Еще одним из новых лиц в жюри стала знаменитая болгарская певица Гена Димитрова. Жюри этого года каким-то странным образом отражало и тенденции в мировой экономике: неожиданным лицом стала профессор кафедры оперы и вокала Центральной консерватории в Пекине Гуо Суджен.
Одним из требований Конкурса Римского-Корсакова наряду с возрастным лимитом для увеличения гарантий победы могло бы стать и требование-рекомендация быть стажером Академии молодых певцов. Так повелось, что, несмотря на демократизм и политкорректность, конкурс с первых дней стал конкурсом Мариинского театра. И на этот раз почетные места были поделены между академистами. Но в отличие от некоторых конкурсов прошлых лет соперники у мариинской молодежи на этот раз были довольно сильными. Правда, это касалось только женских голосов. Особая конкуренция складывалась среди лирических сопрано. Здесь было из кого выбирать: одна легче и «спинтовее», другая мягче и лиричнее, третья — драматичнее и обертоновее. Три третьи премии получили Людмила Дудинова, Юлия Смородина и Елена Филимонова; две четвертые — Елена Горшунова и Гелена Гаскарова. В качестве первого места предпочли насыщенный тембр и природный артистизм. Ольга Шуршина (I премия) стала фавориткой публики и жюри с первого тура, отважно и уверенно спев сложнейшую арию Имоджены из «Пирата» Беллини, равно как и явив зрелую работу в развернутой сцене Анны Болейн из одноименной оперы Доницетти. Уверенности добавляло певице и то, что за плечами у нее была недавняя победа на летнем конкурсе Мириам Хелин в Хельсинки. Тогда о ней восторженно писали все финские критики-очевидцы. Такого явления не случалось действительно давно. Степень яркости и зрелости молодой певицы с редким по красоте тембром приводит на ум сравнения со многими легендарными певицами прошлого. Приближалась к Ольге по уровню «готовности» и Виктория Ястребова (II премия). Ее артистическая свобода и тембральная окраска со своеобразным слезным призвуком во время исполнения конкурсанткой сцены Виолетты из «Травиаты» очень напомнили Терезу Стратас в фильме Франко Дзеффирелли.
Подобное происходило и на выступлениях двадцатисемилетнего баса Вадима Кравеца (I премия). По органичному сочетанию всех составляющих настоящего оперного певца-актера ему не было равных на конкурсе. С первых же нот он приковывал внимание слушателей своей музыкальностью, гипнотической силой убеждения и редкой в наше время живой, а не искусственной эмоциональностью. Была полная уверенность, что певец идет на Гран-при, но мнение экспертов лукаво признало некоторую его «недозрелость». Вторую I премию разделил с ним крепкий баритон Алексей Марков, который поразил всех едва ли не идеальным, выверенным до последней ноты исполнением песни Шуберта «К музыке». Резко уменьшилось количество меццо-сопрано, и в результате никто из них не получил призовых мест. На конкурсе сильной половины было вчетверо меньше половины слабой. Зато впервые в этом году на конкурсе выступили два контратенора, один из которых — украинец Юрий Миненко получил II премию. Еще одна II премия досталась лирическому басу с сильной баритональной краской — Юрию Воробьеву, наиболее выигрышно выглядевшему в камерной программе.
Владимир Дудин