Премьера «Шрека 2» состоялась на последнем Каннском кинофестивале. Анимация в конкурсе такого класса все еще скорее исключение. Но набережная Круазетт была буквально наводнена людьми с зелеными ушами. Головные ободки с этими сокровищами раздавали случайным прохожим в день показа «Шрека», и они, вне зависимости от возраста, примеряли их на себя. Так и ходили весь день, напяливали и на своих собак. А вечером перед главным фестивальным дворцом была невероятная толчея. Эдди Мерфи, озвучивавший Осла, Антонио Бандерас — Кота в сапогах, Руперт Эверетт — сладенького принца и другие актеры, принимавшие участие в проекте, прошли по «звездной дорожке», участвовали в фотосессии, и народ словно спятил от их присутствия. А уж когда увидел фильм, восторгам не было конца, и связаны они были главным образом не с картинкой, а со звуком. Голоса любимых актеров, особенно Бандераса, вывели «Шрек-2» на первые позиции, очаровали искушенных критиков.
Теперь эта картина вышла в российском прокате, идет практически в каждом кинотеатре, во всяком случае, уличная реклама говорит об этом. Сделана специальная русская версия, с голосами наших артистов, говорящими за все анимационное братство. Но в титрах по-прежнему значатся имена тех, кто озвучивал оригинал, и очень жаль, что наши люди не имеют возможности их услышать.
Американцы, как всегда, верны себе, и их основная и толерантная мысль связана с тем, что надобно полюбить иного, не такого, как ты. Возможно, уродливого, негабаритного, кривого-косого, серо-буро-малинового только потому, что всякий имеет право жить счастливо под этим солнцем. Шрек — великан, зеленотелое существо, на лицо ужасное, доброе внутри. У него медовый месяц. Он влюблен и любим такой же зеленотелой дамой, как и он сам, в прошлом — принцессой, которая силой злых чар превратилась не в царевну, не в лягушку, а в неведому зверушку.
Вообще, «Шрек 2» — помесь «Бременских музыкантов», «Золушки», «Кота в сапогах» и многого другого по чуть-чуть, сведенного воедино по голливудским рецептам. Но это не какой-нибудь старомодный товар из бабушкиного сундука, напротив, современный вариант давно известных историй. Принц, отправляясь на встречу с принцессой, освежает свой рот спреем, чтобы поцелуй был свежим. До «Орбита», правда, дело не дошло. Фея-крестная, выписанная вполне в золушкинском духе, если не считать зловредного нрава, носит очки в ультрамодной оправе, выступает с эстрадными номерами, и такая вся из себя секси. Сопровождают ее два мордоворота, вроде как секьюрити. Во вверенном ей учреждении, производящем чудодейственные напитки, нарушаются права трудящихся. Потому-то Шрек, заявившись сюда, легко прикинется представителем профсоюза, которые, как известно, на Западе сильны, и сразу завоюет доверие обиженного Феей персонала. То вдруг мелькнет на экране портрет принца. Это не кто иной, как принц Чарльз. Едят персонажи то, что называется «фаст фуд» — какие-то гамбургеры и прочую дребедень. Папа-король (он, кстати, питается как надо и не на ходу) фактически «заказывает» своего новоиспеченного зятька Шрека. Нанимает наемных убийц и бандитов. Поначалу бандитские функции выполняет Кот в сапогах. Но, как существо смышленое, он быстренько сориентируется в том, кто есть кто, и станет перебежчиком. Будет сопровождать Шрека в его путешествии вместе с Ослом.
Чем не Бременские музыканты? Но и свою, Кота в сапогах, непременную миссию выполнит: остановит карету, разденет приличных господ, приоденет Шрека, словно тот бедный сын мельника совсем из другой сказки. А взгляд у котика — дорогого стоит. Вроде кот как кот. Ну в сапогах. Но вдруг даст камера крупный план, а в глазках его — такое! Глядят на тебя две блестящие пуговицы, чистые-чистые, наивные-пренаивные, не выражающие ничего, а станет как-то не по себе. Это не описать, это надо увидеть. Принц Чаминг — то ли гей, то ли трансвестит. Он блондин, все время красуется, мажет губы блеском с запахом вишни.
Озвучивал его в оригинале не скрывающий своих пристрастий роскошный Руперт Эверетт. И это тоже ход. Принц не любит принцессу. Его интересуют королевская власть и наследство. В итоге и он не будет обделен. Место принцессы займет мужчина в облике дамы, работающий в какой-то таверне. И они унесутся в любовном порыве куда-то в небеса. В «Шреке 2» много всего взрослого, как то: разговоры о капле страсти и щепотке вожделения, кастрировании и прочих недетских вещах. А интерьеры хоть и сказочные, волшебные, но при этом очень настоящие: ковровая дорожка, ведущая во дворец, напоминает каннскую, двери подпирают фигуры дядюшек — «Оскаров», а Тридевятое царство, где обитают король с королевой, — настоящий европейских город с замком времен Средневековья.
На выручку Шреку, превратившемуся благодаря волшебным жидкостям Феи, в красавца с человеческим лицом, в этот продвинутый мир придет странный и допотопный по нынешним временам народец: хрюшки (Три поросенка), пряник, Пиноккио. Все эти существа напоминают видавшего виды мишку с оторванным глазом, забытого выросшим ребенком где-нибудь в углу. Но они-то и вызволят несчастного Шрека из беды. Старые друзья они и есть старые друзья, надежные. Тут, конечно, скажется опыт других, не анимационных колоссов. Но всех секретов мы раскрывать не станем. Так и уживается давно забытое старое (но, как видим, не все еще забыто) с тем, что заполняет нашу новейшую жизнь.
На самом обычном московском сеансе собралась публика разнообразная: дети с родителями и бабушками, тинейджеры, просто взрослые дяди и тети. Ближе к финалу раздалась реплика: «Барабанщик Duracell!» И правда, помните такого, из телерекламы батареек «Duracell» — движущийся механизм, выполняющий заданные движения, подтверждающие эффективность аккумуляторов, не более того. Любители «Чебурашки» и «Паровозика из Ромашково» не найдут в «Шреке» того, что называют настроением. Это сложнопостановочный фильм, сделанный на высокотехнологичном уровне, не лишенный остроумия и симпатичных персонажей, но, в общем, без участия «Duracell» тут не обошлось.
Светлана Хохрякова