3 июня официальный старт получила V Независимая литературная премия «Дебют». Учрежденная фондом «Поколение», эта награда предназначена авторам не старше 25 лет, пишущим на русском языке. Премия ежегодно присуждается по пяти номинациям: «Крупная проза», «Малая проза», «Поэзия», «Драматургия», «Литературная критика и эссеистика». Последняя номинация была учреждена лишь в прошлом году по инициативе Эдварда Радзинского. В состав жюри «Дебюта»-2004 вошли Александр Галин, Сергей Гандлевский, Асар Эппель и Сергей Костырко. Победители в каждой из пяти номинаций получают почетный приз «Птица», а также право заключить с фондом «Поколение» издательский договор с эксклюзивным гонораром, эквивалентным двум тысячам долларов США. Председатель жюри «Дебюта»-2004 Чингиз АЙТМАТОВ, известнейший писатель, общественный деятель, посол Кыргызстана в Королевстве Бельгия, любезно ответил на наши вопросы.
— Чингиз Торекулович, как вы думаете, существует ли еще постсоветское культурное пространство? Надо ли его сохранять?
— Перед тем как распался Советский Союз, мы прожили вместе целую эпоху. Между народами бывшего СССР есть различие языков, а остальное, на мой взгляд, у нас в единой концентрации: пережитого, настоящего и предстоящего. Наша культурная, духовная жизнь не позволяет нам удаляться друг от друга. Совершенно естественно, что премия «Дебют» объединяет молодых писателей из всех бывших советских республик. Эта премия и не могла остаться чисто российской. Если, например, молодой автор из Узбекистана будет удостоен «Дебюта», то это поднимет значимость и самой премии, и этого автора.
— Вопрос о русском языке еще недавно был очень болезненным, особенно для интеллектуалов из бывших союзных республик. Если, скажем, талантливый молодой киргиз пишет стихи или прозу по-русски — не сужает ли это перспективы его родного языка?
— Я не думаю, что тут есть противоречие. Для примера: в прошлом году наш фонд — Международный фонд Айтматова — проводил на Иссык-Куле летние школы молодых литераторов Кыргызстана. По конкурсу прошло более пятидесяти авторов. Среди них были те, кто изначально пишет по-русски, и те, кто пишет на родном национальном языке. Оба варианта равноценны. Главное — насколько это художественно, глубоко, актуально.
— В Советском Союзе существовали разнообразные формы работы с молодыми писателями. Нужно ли возвращать их сегодня в каком-либо виде?
— Должен сказать, что тогдашнее идеологическое государство в своих тоталитарных интересах заботилось о тех, кто идет в искусство, в литературу. Была продумана и выстроена целая система: Литературный институт им. Горького, Высшие литературные курсы для писателей, которые уже окончили другие вузы. Вот я как раз один из выпускников этих курсов. И я благодарю за это судьбу. Тогдашние лекции многого стоили. Были еще совещания молодых, которые проводил Союз писателей. Да, система соблюдала прежде всего свои интересы, но в сферу этих интересов, безусловно, входила творческая молодежь. Конечно, свобода — это прекрасно, это необходимо личности, обществу. К сожалению, мы не вполне оказались готовы к ее оборотной стороне. Писательство стало доступно — и в социальном, и в техническом смысле. Нет никаких запретов, в том числе нет запрета на подмену подлинных ценностей мнимыми. Пишущих стало очень много, и все они якобы равны. Но настоящий прорыв нового поколения происходит в тот момент, когда из тысячи начинающих выделяется один. В этом смысл и значение нашей премии «Дебют»: найти такого одного, обеспечить прорыв в ситуации, когда новой литературе грозит перспектива превратиться в стихийный хаос. «Дебют» и есть та новая форма работы с молодыми, которая нужна сегодня.
— Как, на ваш взгляд, должны строиться отношения «литературных отцов» и «литературных детей»?
— Противоречия между «отцами» и «детьми» существуют всегда. Но их не надо обострять. Вот я — меня называют аксакалом, старейшиной. Многие молодые авторы обращаются ко мне с просьбами прочесть их книги, называют духовным отцом. Это правильные взаимоотношения. Да, они патриархальные, но в этом нет ничего плохого. Это действительно духовный контакт. А если иные молодые гении не признают никого, кроме себя, то они многое теряют.
— Что вы думаете о положении писателя, особенно молодого, в условиях рынка?
— Ситуация очень тревожная. Мы оказались перед лицом стихии, которая может уничтожить все, что не соответствует рыночным запросам. Да, прежний идеологический режим кого-то отвергал, но он не мог отвергнуть всех. В этом смысле рыночная стихия будет пострашней. Ведь то, что не находит массового спроса, практически для читателей не существует. Молодой автор, чьего имени еще никто не слышал, особенно нуждается в поддержке. Премия «Дебют» — одна из возможностей для него.
— Сейчас в России много литературных премий. Чем российские, на ваш взгляд, отличаются от зарубежных?
— У нас эти процессы проходят более публично, наглядно. Российское литературное сообщество более живо это переживает. А, например, во Франции все происходит в узком кругу, результат выдается как сюрприз. У нас новый роман — это событие. На Западе я такого не знаю. У меня много литературных премий, и отечественных, и европейских, и международных. Но самой важной была и остается Ленинская премия. Это была не только официальная награда, но и народное признание. Каждой литературной премии я желаю такого результата.
— А что бы вы пожелали тем молодым авторам, которые примут участие в конкурсе на соискание «Дебюта»?
— Я призываю всех, кто искренне стремится к творчеству, включаться в этот марафон. Ничего страшного нет в том, что кто-то не будет отмечен. Молодые по природе своей должны испытывать необходимость в состязании с себе подобными. Очень приблизительно литературу можно сравнить со спортом. В спорте только участие в соревнованиях приводит к достижению новых результатов. Так и наш «Дебют» через состязание ведет к совершенству, к росту молодых талантов.
Беседу вела Ольга Славникова