Реальный проект для регионов

«Попса» Елены Николаевой

«Попса» Елены Николаевой

Само название фильма не очень-то вдохновляло на его просмотр. Однако «Попса» оказалась довольно любопытной картиной, не каким-нибудь отстоем, все той же «попсой», притом что история провинциалки, покоряющей столицу, достаточно отработана в кино, причем качественно, и никого этим не удивишь. Вспомнить хоть фильмы «Приходите завтра» или «Москва слезам не верит». Из недавних примеров — «Ландыш серебристый» Т.Кеосаяна, где героиню О.Железняк готовили в артистки шоу-бизнеса. И теперь в производстве канала СТС — аналогичный проект. Сюжет на все времена.

Само понятие «попса» уже стало чем-то нарицательным, символом всего самого ужасного и пошлого, причем в любой сфере деятельности. Современному певцу, выходящему на эстраду, совсем необязательно иметь соответствующий голос. Можно записать фонограмму, где будет спето, как надо, и шуровать с ней по белу свету. Технический прогресс идет вперед, и уже изобретена даже фонограмма, имитирующая живой концерт. Интересно, что в одной из телепрограмм, показанных в тот же день, что и «Попса» для прессы, эти проблемы и затрагивались. Любопытное, надо сказать, по цинизму зрелище.

Елена Николаева, снявшая в конце 80-х и начале 90-х фильмы «Абориген» и «Секс-сказка» обратилась на этот раз к сценарию Юрия Короткова, с которым когда-то работала на «Аборигене». Написан он не сегодня, а довольно давно, и вот теперь всплыл на поверхность. Как скажет сам Коротков, вещь у него была лихая и веселая, а вовсе не женское кино, какое в итоге получилось. Елена Николаева на такого рода высказывания не обижается, считая свое творение суперженским, в котором попыталась пожалеть каждого. Это всего лишь один день из жизни провинциалки, приехавшей в Москву из Верхневилюйска. Девушку зовут, конечно же, не Фросей Бурлаковой, а Славкой. Играет ее молодая актриса, заканчивающая Щепкинское театральное училище, Елена Великанова (это ее дебют в кино), внучка знаменитой Гелены Великановой (бабушку свою она, правда, никогда не видела). Славка поет и играет на гитаре в своем Верхневилюйске и приехала теперь рано утром в Москву к известному продюсеру Ларисе (роль ее играет Татьяна Васильева) прямо домой. Благо однажды влиятельная эта дама обратила на провинциалку внимание и снабдила номером своего телефона.

У Ларисы совсем непростая и очень напряженная жизнь. Помимо того, что она целый день крутится, решая деловые проблемы, в то злополучное утро, когда появилась Славка, пришлось неприлично, по-бабьи, выгнать молодого любовника (Д.Певцов). Весь этот нелепо начавшийся день юная провинциалка проводит в компании Ларисы, мотаясь с ней по городу, заезжая к творческим людям в квартиры (В.Шиловский сыграл популярного поэта-песенника, у которого и побывали героини, комичная и ужасная сцена), на съемочную площадку, в клубы. Вся Москва — пестро-тусовочная, глянцевая и изнаночная — проходит перед ее глазами. Эдакая энциклопедия современной русской жизни (хотя так живут все-таки единицы). Попса представлена отнюдь не в радужном свете. Кто-то нюхает кокаин, кто-то сходит с ума, оттого что вышел в тираж, потеряв голос (яркий эпизод О.Дроздовой, снимавшейся в линзах не по размеру, с какими-то размытыми стеклянными глазами). Хорошая работа у Лолиты Милявской в роли звезды, гуляющей до утра, срывающей съемку видеоклипа — еще один колоритный персонаж. Что такое жизнь современного эстрадного артиста, певица знает по собственному опыту, и это не помешало ей на пресс-конференции защищать актеров эстрады от нападок журналистов убедительно и жестко (не всех же под одну гребенку, не все же «попса»).

Е.Николаевой, как она сама призналась, жалко всех: Ларису, превратившуюся в монстра, героя Валерия Гаркалина — постаревшего и вышедшего в тираж эстрадного артиста, который цепляется из последних сил за возможность выступать где угодно, лишь бы не заканчивалась карьера. Давно уже у Гаркалина не было такой яркой роли, как и у Татьяны Васильевой (ее работу можно считать событием). Не раз эти талантливые актеры были биты в прессе (и часто справедливо) за участие в бесконечных антрепризных спектаклях, выпивших у них всю кровь, поставивших на поток их дарование. Их даже зачислили в разряд той самой пресловутой попсы, халтурщиков (количество в качество не переросло). Наконец-то у Васильевой случилась роль, достойная ее таланта. Деловая, успешная, при этом усталая, как заезженная кляча, женщина. Кажется, что занимается она непосильной и тяжелой мужской работой, вкалывает, как вол. Лариса иной раз очень похожа на Аллу Пугачеву, даже портретно при определенном повороте головы, а уж по смыслу тем паче. Пугачева — наше все, наша любовь и ненависть. Без нее трудно представить себе эстрадный конвейер, она задает тон и создает то, что принято именовать фабрикой звезд. Без нее жизнь целой страны потускнела бы (о ком еще говорить). Вообще параллелей и аллюзий много. Можно угадывать в героях «Попсы» персонажей вполне конкретных, хотя не в этом суть.

«И девочка — я, и женщина — я», — скажет Е.Николаева, сравнивая свою собственную судьбу с судьбами Славки и Ларисы. Все когда-то и откуда-то приезжали, поступали во ВГИК (или шли в шоу-бизнес). «Попса» — это жестокая модель сегодняшней жизни, в которой куда больше шансов, чем это было раньше«, — считает режиссер. Жизнь эта, надо сказать, малопривлекательная, на экране — какая-то тлетворная Москва, но люди так живут и будут жить, хотя так нельзя.

У Славки — принципы провинциальные. Она не хочет тиражировать растиражированное, исполнять, как болванка, кем-то заданную музыку, построенную на трех аккордах. Пока что она уезжает домой, вроде бы на время, чтобы через год вернуться в Москву и стать «реальным проектом для регионов». К такому исходу готовит ее героиня Т.Васильевой. Казалось бы, отличный вариант для проката (картину, кстати, пришли посмотреть серьезные люди, задающие в прокате тон), а создатели «Попсы» жалуются, что никакого к ним нет интереса.

Светлана Хохрякова

реклама