В Кремле прошел концерт Лучано Паваротти
Давно прошли те времена, когда приезд в Москву Лучано Паваротти и других суперзвезд того же калибра воспринимался как сенсация. Сегодня этим уже не удивишь: суперзвезды зачастили в Первопрестольную, потому как во всем мире известно, что здесь платят едва ли не самые высокие гонорары (впрочем, и цены на билеты на подобные мероприятия, как правило, в разы выше общемировых). Тот же Паваротти где только не выступал в российской столице — даже на Красной площади, о чем всего каких-нибудь пятнадцать лет назад и помыслить было невозможно. Последний его приезд имел место всего лишь полгода назад.
Таким образом, для того, чтобы создать ажиотаж вокруг декабрьского концерта в Государственном Кремлевском дворце, пиарщикам надо было очень потрудиться. Впрочем, на помощь к ним пришел сам Паваротти, объявивший, что этим концертом он простится с Москвой и московской публикой. И очередной концерт Тенориссимо сразу обрел статус исторического события.
В российскую столицу Паваротти прибыл не в самых лучших кондициях. Может, сказались капризы погоды, а может, все силы отняла состоявшаяся всего за неделю до того свадьба, — кто знает. Однако факт остается фактом: и на пресс-конференции после прилета, и даже на самом концерте певца буквально выводили и уводили под белы руки, словно это слепой Андреа Бочелли, а не вполне зрячий Паваротти.
Голос тоже поначалу (практически все первое отделение) никак не хотел повиноваться своему хозяину. Тем не менее после нескольких итальянских барочных арий и песен Беллини «король верхнего до» рискнул тряхнуть стариной и взяться за некогда коронную для него пуччиниевскую «Богему». Результат оказался вполне предсказуемым: голос не держал интонацию, то и дело пропадал вовсе, и никакие микрофоны тут не спасали. О двух верхних до, в арии и в дуэте, лучше просто умолчать...
Во втором отделении голос наконец-то зазвучал — не в полную силу и с поправкой на 68 лет, но все же зазвучал. А Паваротти снова и снова задавал ему непосильные задачи, исполняя веристские арии, требующие большого напряжения — Канио из «Паяцев», Туридду из «Сельской чести» плюс дуэт из неизвестного у нас «Друга Фрица» того же Масканьи. Лишь во второй половине отделения зазвучали более соответствующие нынешней форме певца итальянские и испанские песни. Конечно, не было никакого белькантового репертуара, который обещали на первой пресс-конференции организаторы. Не было и тех интригующих бисов, на которые они намекали. Точнее, в качестве единственного биса прозвучала та самая застольная из «Травиаты», по поводу которой они позволили себе проговориться. Да и вообще обещанные тогда тридцать номеров уменьшились примерно на треть, да и то едва ли не половина пришлась на долю Симоны Тодаро и Оркестра радио и телевидения под управлением Леоне Маджиеры.
Маджиера, который в начале концерта выступил еще и в качестве пианиста-аккомпаниатора, — давний друг и партнер Паваротти. Не будучи выдающимся дирижером, он тем не менее сумел добиться вполне пристойной игры от не самого, мягко говоря, лучшего из столичных оркестров. Что касается Симоны Тодаро, то у этой обаятельной и весьма музыкальной певицы есть все, за исключением голоса.
Перед тем как спеть на бис застольную из «Травиаты», Паваротти при посредстве переводчицы обратился к залу, в числе прочего предложив публике исполнить припев вместо отсутствующего хора. Но он не учел при этом, что публика, которая платит за билет две или даже одну тысячу долларов, — не совсем та публика, которая знает наизусть «Травиату». Поэтому в надлежащий момент из зала не донеслось ничего.
Оставшиеся до своего 70-летия два года Лючано Паваротти намерен посвятить прощальному турне по всему миру, включающему как концерты, так и спектакли. Похоже, однако, что Большой Па, как его еще называют, переоценил свои силы. Впрочем, состоятся или нет все запланированные выступления, с Москвой он уже простился. Запомним его таким.
Дмитрий Морозов