23 сентября в Калининграде состоится открытие Третьего международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. О том, как будет проходить конкурс, что это за событие, какое значение он имеет для российской музыкальной жизни, мы попросили рассказать арт-директора конкурса Веру Таривердиеву.
— Вера, почему конкурс органистов и Микаэл Таривердиев?
— Потому что Микаэл Леонович — не только композитор кино, создатель опер, балетов и вокальных циклов. Он писал музыку для органа. Его органные произведения представляют уникальный репертуар, который позволил организовать единственный в России международный конкурс органистов. Для музыкантов этой профессии он играет ту же роль, что для пианистов и скрипачей — Конкурс имени Чайковского. Прежде о таком конкурсе только мечтали. Были конкурсы всероссийские, но международный впервые состоялся только в 1999 году в Калининграде.
— Можно ли считать, что конкурс стал традиционным?
— Да, теперь это традиционный конкурс, учредителями которого выступают не только наши государственные организации — Министерство культуры РФ, МИД РФ, администрация и мэрия Калининграда, но и зарубежные — Министерства культуры Армении и Грузии, а также Благотворительный фонд Микаэла Таривердиева. С гордостью могу сказать, что когда все забыли о Калининграде, об этом уникальном российском городе, так естественно продолжающем европейские традиции, мы решили проводить конкурс органистов именно здесь.
— О городе сегодня много говорят. Министр культуры выступил с программой по поддержке культуры Калининграда. Связан ли конкурс с тем, что Калининград оказался в центре внимания?
— Когда мы начинали, это был забытый всеми регион. Выживал, как мог. Тем не менее именно город поддержал идею проведения конкурса. Более того, сегодня можно сказать, что наш конкурс стал своего рода визитной карточкой Калининграда, его гордостью, народным мероприятием. Конкурс очень популярен в Калининграде. В дни его проведения для горожан он — событие номер один.
Калининград, конечно, российский город, в котором живут наши соотечественники. Порою кажется, что Иммануил Кант в те же самые часы выходит на прогулку и идет по улицам бывшего Кенигсберга, который при жизни он никогда не покидал. Мне кажется, что прохожие на улицах Калининграда чем-то отличаются от прохожих других российских городов. В общем, это ностальгические ощущения, которые обостряются в Калининграде. А ностальгия по идеальному — одно из главных настроений музыки Микаэла Таривердиева. Может быть, поэтому конкурс и прописался в этом городе.
— Каков регламент конкурса, как он проходит?
— По регламенту — это традиционный музыкальный конкурс. Он проходит в три тура. В качестве обязательных произведений на всех турах звучат произведения Микаэла Таривердиева. Другая, основная часть программы, — традиционный органный репертуар. Бах, Букстехуде, старые мастера, Лист, Регер и так далее. Третий тур — свободная концертная программа. В этом году мы включили также в программу сочинения выдающегося французского органиста, импровизатора и композитора, преемника Оливье Мессиана в соборе Святой Троицы в Париже Нажи Хакима. Он помогал в подготовке программы и будет работать в составе жюри.
— А кто представлен в жюри?
— Впервые на конкурсе, который проходит в России, председательствовать будет иностранец. Это глава латвийских органистов, главный органист Домского собора Таливалдис Декснис. Приедут также Мартин Хазельбек, Лионель Рогг, Кэрол Тэрри. Россию представят Наталия Гуреева, Татьяна Чаусова, Александр Фисейский, Леонид Десятников. В общем, жюри весьма и весьма представительное.
— Наверное, интерес к органу может привести многих людей в концертные залы?
— Одна из особенностей нашего конкурса — его стремление к максимальной публичности. Так, церемонии открытия и закрытия снимает телевидение, в том числе канал «Янтарь» и канал «Культура». Церемонии проходят очень торжественно, именно как церемонии. На открытии мы приглашаем выступать известных музыкантов. На втором конкурсе это был легендарный Жан Гийю, который благодаря нашему конкурсу вернулся в Россию после 15-летнего перерыва. На открытии третьего конкурса мы ждем маэстро Гидона Кремера и его уникальный и, добавлю, очень дорогой оркестр «Кремерата Балтика». Концерт будет посвящен строительству большого органа в Кафедральном соборе Кенигсберга.
— Это тот самый собор, в котором похоронен Иммануил Кант?
— Да, он самый. Собор был восстановлен из руин. Сейчас идут отделочные работы. Мы даже хотели открытие проводить именно там. Но работа, к сожалению, не будет завершена, и внутри еще будут находиться строительные леса. Поэтому сценической площадкой концерта и конкурсных выступлений станет Концертный зал Калининградской филармонии. Это один из лучших в России, да и не только в России, концертных залов, расположенный в бывшей кирхе Св. семейства.
— Уже известны участники?
— На участие в конкурсе подали заявки 40 человек из 15 стран. Очень интересные музыканты. 1 октября, в Международный день музыки конкурс завершится, будут вручены премии новым лауреатам, а 2 октября состоится концерт лауреатов всех трех конкурсов.
— Можете ли вы сказать, что конкурс уже сделал открытия — музыкантов, явлений?
— Да. Во-первых, мы открыли миру то, что в России есть своя, неординарная и интересная школа исполнительства на органе. Мы открыли новые имена — имена талантливых победителей, которые если и не получили «путевку в жизнь» на нашем конкурсе, то конкурс все-таки стал для них творческим этапом, открывшим новые возможности. Устраивая концерты лауреатов в разных городах России и за рубежом, мы открываем «окно в Россию». Кстати, это одна из целей нашего конкурса. Мы открываем «окно в Россию» для зарубежных музыкантов, для калининградцев, многие из которых никогда не были «на большой земле», как они говорят. И культурные акции, в том числе наш конкурс, — для них своего рода путешествие на родину.
Беседу вела Елена Федоренко