Психологи и музыковеды всего мира давно пытаются вывести формулу успешности фортепианного дуэта. Единство школы, характеров, темпераментов, исполнительских стилей... Что еще? Точный ответ знают сестры Катя и Мариэль Лабек, выступающие в дуэте не один год. Пианистки-отличницы демонстрировали на днях свои неувядающие таланты заполнившей до отказа Концертный зал им. Чайковского публике.
Вечер открыла Соната для двух фортепиано ре-мажор В. Моцарта. «Дуэлянты» согласятся со мной, что соната эта — сущий «спотыкач», своеобразный тест на ансамблевую прочность, слаженность, сиюминутную реакцию партнеров. Впрочем, сестры Лабек чувствовали себя в моцартовской стихии вполне комфортно: мелкая техника, пассажи, переходящие от одного рояля к другому, были сделаны ими на пятерку.
Но самое интересное началось с «Венгерских танцев» И. Брамса. Не изменяя оригинальной авторской идее (цикл написан для фортепиано в четыре руки), пианистки все же предпочли не тесниться за одним роялем, но остались каждая за своим инструментом. Было видно, как Мариэль «кренило» влево, вниз, где находилось пространство ее второй партии. С ответственностью и невозмутимым спокойствием играла она отведенную ей скромную роль аккомпаниатора и никак не реагировала на подмигивания и улыбки заводилы Кати, секс-символа дуэта. Та же просто не сдерживала эмоции — экстатично отбивала ритм высокими каблуками, пела вслух, подпрыгивала с банкетки, закидывала руки «до неба». Публика, находившаяся много десятилетий в плену традиционных трактовок «Венгерских танцев» российских дуэтов, вдруг прорвала кольцо блокады академической мысли и принялась неистово аплодировать после каждой пьесы.
Показывать четырехручную, «домашнюю» музыку в большом зале — дело чрезвычайно трудное, и потому здесь хороши любые методы, любые исполнительские ухищрения, — а иначе слушатель просто заснет. На «Матушке-гусыне» М. Равеля Катя и Мариэль сели за один рояль. В этом тонком очаровательном цикле особенно не забалуешь, так что все свои эмоции пианистки выплеснули в «Рапсодии в стиле блюз» Д. Гершвина. В их интерпретации этот квазиджазовый хит ХХ столетия выглядел как бесконечный муленружевский канкан, разве что без визга. «Рапсодия» стала ударным номером программы ансамбля сестер Лабек, доказывающих, что успешный фортепианный дуэт — это все-таки единство противоположностей.
Людмила Осипова