Народному артисту СССР и всея Руси Михаилу Ивановичу Пуговкину исполнилось 80 лет. Факт приходится признать, отметив, что даже в связи с уважаемой датой наш юбиляр практически не изменился в лице. Все тот же доброжелательно пристальный взгляд всепонимающих голубых глаз с затаившейся в уголках хитринкой, все та же готовность к сдержанной улыбке с подтекстами, та же собранность и жажда работы. Когда при нем критикуют некоторую разнузданность нынешнего игрового искусства, он в отличие от сверстников мечтательно замечает: «А я бы и голым снялся — лишь бы была роль».
Крестьянский сын Минька родился в чухломской деревне Рамешки. Он с малых лет трудился на колхозном поле, но больше славился веселым нравом и умением без устали плясать на свадьбах. «Ты обязательно будешь артистом, Минька», — говорили сельчане, и это пророчество привело мальчика сначала в клубную самодеятельность, когда семья переехала в Москву, потом во вспомсостав профессионального театра, а затем и в кино на семнадцатом году жизни. Киносудьба началась у Г.Рошаля в «Деле Артамоновых», но в том же 41-м началась и война. Отплясав на съемке, Пуговкин ушел добровольцем на фронт. Ни кино, ни плясок могло больше не быть, если бы врачи не спасли предназначенную к ампутации ногу. Однако призвание и воля оказались сильней, и была Школа-студия МХАТа, работа в разных театрах и более ста ролей на экране. Напрасно мама переживала, благословляя: «Иди, раз душа просит, но с таким лицом разве берут в артисты?»
Может быть, главным залогом успехов артиста Пуговкина наряду с замечательным чувством юмора было его незабываемо «простонародное» на первый взгляд лицо. И он умел первым пошутить в свой адрес. В вечной киносуматохе он всегда оставался улыбчиво спокойным, как казалось со стороны.
На площадке, бывало, все суетятся, орут друг на друга, и только возле Пуговкина люди радостно смеются. Оказывается, Михаил Иванович приехал в огромной новой кепке и на полном серьезе развивает перед интересующимися теорию, какого диаметра должен быть головной убор, чтобы лицо выглядело тоньше и аристократичней.
С тех пор я полвека, казалось бы, беспричинно и неприлично смеюсь у всех шляпных прилавков, чего не могу простить юбиляру. Мне посчастливилось работать с ним на съемках успешной эпопеи про непутевого солдата Ивана Бровкина, где он играл бывшего моряка Захара Силыча и обрел всенародную известность. Актерская самоотверженность, свойственная юбиляру, особенно ярко проявилась в эпизоде, когда он прыгает с моста в речку вслед за свалившейся туда машиной. Купание происходило в октябре, как обычно бывает в кино, но Пуговкин безропотно отплавал энное количество дублей, заражая своим мужественным примером остальных участников. Казалось, ему все нипочем — и бесконечные ожидания, и предутренние режимные съемки в тридцатиградусный мороз, и вообще вся изматывающая нервотрепка звездной профессии.
Сотню киноролей не перечислишь, но в юбилейные дни хочется вспомнить хотя бы кудрявого танцора из «Свадьбы» по Чехову, старшину из «Майских звезд», Ложкина из «Дела «пестрых», прораба из «Операции „Ы“...», Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке», Кнопкина с фразой «Извините за компанию» из «Его звали Роберт», режиссера Якина из «Иван Васильевич меняет профессию», идейного бандюгу в «Визите к Минотавру», капитана Врунгеля, сказочных царей и еще множество киноперсонажей от Федьки в «Фельдмаршале Кутузове» до отца Федора в «Двенадцати стульях».
В том же доме, где живет Михаил Иванович, работает «Киноцентр Михаила Пуговкина», который совместно с Министерством культуры РФ и Правительством Москвы организовал душевное юбилейное торжество в кинотеатре «Художественный». На красивом пригласительном билете с портретом юбиляра написано: «Михаилу Пуговкину — 80, но не в этом дело...»
Дая Смирнова