Чем богаты, тем и рады

Московской филармонии — 80

Московская филармония отметила свое 80-летие. Дата круглая, претендующая на подведение итогов и составление внушительного списка заслуг, а кроме того, провоцирующая на осмысление нынешнего состояния МГАФ и ее роли в сегодняшней концертной жизни.

Безусловно, филармония по сей день является крупнейшей концертной организацией в России. Сам факт ее создания стал грандиозным шагом на пути к объединению русских музыкальных сил, талантов, имен, и долгое время именно МГАФ — не номинально, а реально — была брендом, гарантирующим не просто высочайшее качество исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста, певца, оркестра или любого другого коллектива, но зачастую под этим самым брендом выступали воистину великие. И это та самая слава филармонии, вписанная в ее историю самыми крупными и безупречно золотыми буквами.

Не удержусь от перечислений. Первый художественный совет филармонии возглавлял Николай Мясковский, а входили в этот совет, например, Ф.Блуменфельд, А.Гольденвейзер и К.Игумнов. Смотрим на афиши 20-х годов и обнаруживаем, что филармония представляла концерты с участием дирижеров Н.Голованова, В.Сука, Н.Малько, О.Фрида, О.Клемперера, пианистов К.Игумнова, А.Гольденвейзера, С.Фейнберга, Г.Нейгауза, В.Софроницкого, М.Юдиной, Э.Петри, А.Шнабеля, В.Горовица, А.Рубинштейна, скрипачей Я.Хейфеца, Е.Цимбалиста, Д.Ойстраха, виолончелиста С.Козолупова, органистов А.Гедике и И.Браудо, гитариста А.Сеговии, певцов А.Неждановой, Н.Обуховой, В.Барсовой, Л.Собинова, И.Козловского, А.Пирогова (список, разумеется, далеко не полный).

Это было звездным началом. Затем МГАФ выступила инициатором проведения международных и всесоюзных конкурсов, всевозможных фестивалей и т.д., и вот афиши пестрят именами Гилельса, Флиера, Зака, Фихтенгольца, Гринберг, Кнушевицкого, Дуловой, Мравинского, Рахлина, Иванова, Кондрашина.

Если продолжать сей славный список, то каждому десятилетию филармонической жизни придется уделить не одну страницу восторженных слов и на многих афишах мы обнаружим всех тех, кто составил ту самую настоящую, истинную славу нашей музыкальной школы. Дабы не злоупотреблять пресловутыми перечислениями, можно просто констатировать факт: благодаря филармонии музыкальное исполнительство в бывшем СССР развивалось интенсивно, МГАФ достойно выполняла свои функции просветительского учреждения, активно поддерживала своих молодых солистов (не будем вспоминать об идеологических проблемах, которые существовали во всех областях жизни советского народа) и не менее активно представляла публике больших музыкантов (не всех, разумеется, но очень многих) из-за рубежа.

Не будем передергивать: то, как справлялась в существующих режимных рамках со своими непосредственными задачами филармония, стоит дорогого. Другой вопрос, что ныне, когда «оковы пали», возможности уменьшились да и ряды великих поредели, как, впрочем, и во многих музыкальных учреждениях.

Юбилейные концерты — показатель слишком серьезный. Два вечера МГАФ справляла свой юбилей — в Большом зале консерватории и в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Первый, академический, очевидно, должен был представить цвет своих музыкальных ресурсов. На сцене был симфонический оркестр филармонии, возглавляемый ныне Юрием Симоновым, который и задавал тон торжественному вечеру. Из солистов были представлены пианисты трех поколений: «молодой и ранний», звезда и любимец женщин Денис Мацуев, легендарный и почитаемый Наум Штаркман и Любовь Тимофеева, некогда славившаяся своим исполнением Шопена.

Трюк со Вторым концертом Рахманинова, где каждый из вышеупомянутых играл одну часть, возможно, смотрелся бы эффектно, если б каждый из солистов предстал во всем своем блеске да и оркестр был бы в чуть более праздничной форме. Неподъемной для оркестра оказалась и Девятая симфония Бетховена.

Не хочу высказывать свои критические замечания в деталях и подробно: всем известны проблемы, существующие и с комплектацией оркестра, и с финансированием, да и Юрий Симонов по большому счету еще не так долго за пультом этого коллектива, некогда славного, а ныне славу свою вспоминающего. Так что время покажет: будет работать менеджмент, и все получится, потому что Юрий Симонов работает всегда и по полной программе.

Праздник, который пытались устроить филармоники в КЗЧ для особ приглашенных, а значит, для коллег, друзей и тех, кого хотелось бы видеть своими друзьями и коллегами, опять же, мог бы быть и веселее, и значительнее в плане имен, представлявших филармонию, не говоря уже «о чувстве, такте и расстановке» — о претензиях в плане вкуса. Но чем богаты — тем и рады.

Рады тому, что смогли установить экраны по краям сцены и крутить кадры кинохроники и поздравления артистов, рады, что сумели веселиться, зная о своих проблемах (а уж Владимир Понькин, чей оркестр был весь вечер на арене, старался и актерствовал от души), рады в конце концов, что есть хотя бы то, что есть.

И если в каждом поздравлении непременно звучало пожелание в адрес юбиляров видеть в своих рядах таких же великих артистов, как некогда, то это говорит не только о том, что таковых сейчас все меньше и меньше, но и вселяет надежду, что такое мощное коллективное пожелание сдвинет своей энергетикой камень с мертвой точки. Можно пожелать только одного: чтобы перемены в лучшую сторону начались как можно скорее и для их констатации не пришлось бы ждать следующего юбилея.

Анна Ветхова

реклама

вам может быть интересно