Одна из акций Московского концертно-филармонического объединения — «Моцарт в Зальцбурге» — приурочена к 95-летию со дня рождения Давида Ойстраха.
В честь памяти великого музыканта прозвучали все скрипичные концерты Моцарта, которые Ойстрах в последние годы жизни записал с Берлинским симфоническим оркестром.
«Я думаю, что Моцарт — один из самых сложных для исполнения композиторов, — часто повторял на уроках своим ученикам Давид Федорович. — Кажущаяся простота его музыки обманчива, она содержит в себе множество трудностей, преодоление которых требует большого мастерства. В произведениях Моцарта исполнителю не за что спрятаться: ни за фактуру — она прозрачна, как горный хрусталь, ни за накал страстей, который появится позже у романтиков. Здесь скрипач весь как на ладони со всеми своими достоинствами и недостатками».
Александр Семенович Церетели, организатор цикла «Моцарт в Зальцбурге», рассказал, что решение выбрать зальцбургский период жизни Моцарта не было случайным: «Именно тогда, всего за несколько месяцев, 19-летний композитор создал все пять скрипичных концертов». Этот период завершает определенный этап работы Моцарта в качестве солиста-скрипача при дворе архиепископа Зальцбурга. Не углубляясь в музыковедческие экскурсы, замечу, что композиторская эволюция зальцбургского гения от первого Кончертона для двух солирующих скрипок, гобоя и виолончели с оркестром до монументальной Sinfonia concertante для скрипки и альта — кульминации развития нового стиля, где Моцарт значительно опередил свое время.
В четырех концертах цикла солировали молодые, но уже достаточно известные скрипачи, лауреаты многих международных конкурсов: Елена Ревич, Родион Замуруев, Илья Норштейн, Евгений Стембольский, Михаил Ашуров, альтист Михаил Березницкий и гобоист Филипп Нодель.
Чем был продиктован выбор молодых исполнителей при наличии именитых моцартианцев — Спивакова, Третьякова, Башмета и других звезд первой величины? Первой причиной Церетели считает невозможность заполучить «небожителей» из-за их плотного концертного графика, расписанного на годы вперед. Сыграл свою роль и чрезвычайно скромный бюджет задуманного цикла.
Но нет худа без добра. Молодые выступили достойно, продемонстрировав великолепное чувство моцартовского стиля, яркую виртуозность и звуковое многообразие. Они убедительно опровергли обывательское мнение о том, что «нынешняя профессура не умеет учить».
Александр Церетели отметил, что четыре симфонии — № 15, 16, 24 и 29, а также Кассация соль-минор № 1, украсившие репертуар цикла, тоже относятся к зальцбургскому периоду жизни композитора. «Это ранний Моцарт, еще испытывающий влияние итальянских предшественников — Тартини, Локателли, Боккерини, а также младшего сына Баха — Иоганна Христиана. Но музыкальный гений композитора помог ему превзойти всех предшественников. Его творчество стало выражением нового искусства, полного динамики, столкновения характеров, полета фантазии. Что же касается Кассации, то это редко звучащее произведение стало для нас открытием. В нем содержится гениальное Adagio, в котором мы слышим первое скрипичное соло Моцарта. Этим сочинением юный композитор поднял на большую высоту жанр оркестровой сюиты, популярной в то время в Австрии. К этому жанру он обращался всю жизнь и увенчал его в конце концов «Маленькой ночной серенадой».
Одним из интересных участников цикла стал камерный оркестр «Кантилена». Молодой коллектив был создан в 1996 году по фестивальному принципу: это не постоянный, стационарный оркестр, а группа музыкантов, собирающаяся для определенных программ. В репертуаре оркестра — сочинения Вивальди, Баха и его сыновей, Генделя, а также ранних Гайдна и Моцарта, произведения которых звучат на концертной эстраде довольно редко: для больших симфонических оркестров они незначительны, а для малых струнных — громоздки из-за наличия в них духовой группы. Оркестр «Кантилена» тоже начинался как струнный, потом к нему добавили несколько деревянных и медных духовых инструментов, что обогатило его репертуарные возможности. Коллектив выступает на основных концертных площадках Москвы, с ним охотно сотрудничают известные музыканты А.Корнеев, Н.Штаркман, М.Воскресенский, М.Уткин, М.Лидский и многие другие.
Ансамблевая стройность, уверенное владение техникой, точность нюансировок и бережное отношение к солистам — результат тщательной репетиционной работы организатора и руководителя оркестра, дирижера Андрея Истомина, совершенствовавшегося у таких известных маэстро, как Ю.Кочнев, А.Кац, П.Ландо.
Организация концертного цикла оказалась непростой. Это была акция без бюджета. Вся расходная часть легла на далеко не мощные плечи МКФО. Репетиционный процесс был организован благодаря музыкальной школе имени В.И.Мурадели во главе с энергичным директором А.М.Мартыненко. «Мы обращались за помощью ко многим состоятельным структурам, — рассказывает Александр Церетели, — нас даже не удостоили ответом. Очевидно, толстосумы предпочитают раскручивать бесконечные и безликие шоу, нежели помогать классической музыке. Но мы свою акцию все-таки провели, она имела успех у публики, исполнители получили возможность выступить перед московскими меломанами с замечательной музыкой».
Евгений Эпштейн