Говорящий мопс и Майкл Джексон

Фильм Барри Зонненфельда «Люди в черном 2»

«Люди в черном 2»

Нынешний год для Голливуда станет рекордным по количеству продолжений знаменитых блокбастеров: от «Властелина колец» до «Гарри Поттера», от «Остина Пауэрса» до «Звездных войн». Но даже среди них сиквел «Людей в черном» явно не затеряется. Уже в день американской премьеры (3 июля) он собрал 19 миллионов долларов, что является вторым результатом за всю историю кино. Но для того чтобы этот долгожданный проект окупился, он должен дать не менее чем 400-миллионный сбор. А ведь при создании первой серии в 1997 году компания Columbia и не рассчитывала, что «Люди в черном» станут самым кассовым фильмом года, а атрибутика главной парочки персонажей (черные очки, черные костюмы, турбореактивный лимузин) принесет баснословные барыши.

Создание сиквела затянулось на целых пять лет, ибо вначале исполнители первого фильма потребовали немалые гонорары, учитывая, что «Люди в черном» собрали в мировом прокате 600 миллионов долларов. Однако относительная неудача блокбастера «Дикий, дикий Уэст» (1999) несколько поумерила аппетиты режиссера Барри Зонненфельда и актера Уилла Смита. Лишь в июне 2001 года начались съемки «Людей в черном 2», и вскоре со скандалом из них выбыла Фамке Янссен, игравшая главную злодейку Серлину. Ее пришлось срочно заменить Ларой Флинн Бойл, субтильной подружкой легендарного Джека Николсона.

Естественно, на съемочный процесс сильно повлияли трагические события 11 сентября. Пришлось срочно переписывать сценарий, заменять разрушенные башни ВТЦ на здания компании Chrysler. В результате первоначальная смета в 100 миллионов долларов была сильно превышена, явно к неудовольствию основного партнера проекта — компании Head & Shoulders — непримиримого борца с перхотью и производителя многих необходимых в быту товаров.

Учитывая, что за последние годы слава Уилла Смита намного превысила известность его партнера Томми Ли Джонса, главные персонажи, сотрудники межгалактической иммиграционной службы Кей и Джей, поменялись местами. Теперь Джей стал ведущим, а Кей ушел в отставку и работает на жалкой почте, после того как ему, по традиции, стерли память о баснословных приключениях. Но во второй половине фильма Джей снова привлекает бывшего партнера к работе, вернув ему и память, и боевую форму.

Когда-то замечательный оператор Барри Зонненфельд («Мизери») прославился как режиссер стильной пародией «Семейка Аддамс», но с тех пор он не блистал особой оригинальностью и в основном работал в попсовой манере. Не стал исключением и этот фильм, в котором самым остроумным стал говорящий мопс Фрэнк, роняющий по каждому поводу свои едкие реплики интригана. В «Людях в черном-2» Барри эклектически пародирует все подряд, почти буквально повторяя многие находки и приколы первой части. Наиболее удались сцены с гигантским червем: пламенный привет «Дюне» Дэвида Линча и «Логову белого червя» Кена Расселла.

Удивительно, но «Люди в черном 2» оказались довольно бесплотными, хотя и не безжизненными. Сюжет развивается хаотично, какими-то спорадическими толчками. Центральные эпизоды взятия Серлиной и ее людьми штаб-квартиры людей в черном, мягко говоря, не впечатляют. Впрочем, как и ее угрозы уничтожить Землю, если ей не вернут таинственный свет некоей Зарты. Не надо забывать, что и сам комикс Лоуэлла Каннигхэма, положенный в основу «Людей в черном», при своем выходе не пользовался особым успехом у читателей. Но идеи его, видимо, дозрели именно к 1997 году, когда нагнетались страхи конца тысячелетия и создавался еще один блокбастер про людей в черном — «Матрица».

В конце 80-х годов персонаж «Твин Пикса» обронил вещую фразу: «Совы — это не то, чем они кажутся». А потом оказалось, что и Майкл Джексон не тот, кем он раньше казался. Кстати, самый белый черный — Майкл — согласился сняться в кратком эпизоде «Людей в черном 2». Но ныне карьера Джексона явно на излете, и вряд ли идея о том, что он инопланетянин, замаскировавшийся под певца, так уж сильно поразит молодежь, у которой другие кумиры. Для них Майкл такой же «отстой», как и Элизабет Тейлор, и исполнитель роли Кея Ли Джонс, человек с лицом мертвеца.

Обидно и то, что бывший оператор Зонненфельд проявил лишь местами достоинства стилиста, но на этот раз нигде не показал достоинства буйного фантазера. А сценарий Роберта Гордона, несмотря на многократные переработки, все равно оказался очень слаб.

Впрочем, бешеная реклама фильма привлечет в залы тех, для кого модное — это есть и лучшее. А смотреть на приключения людей в черном — это прежде всего модно и прикольно.

Виталий Трофимов

реклама

вам может быть интересно

О тонкостях аплодисментов Классическая музыка