Триумф непреходящего и пробелы планирования

Концертный «Гамлет» на Зальцбургском фестивале 2024

Лизетт Оропеса. Фото: SF / Marco Borrelli

На фоне тусклых премьер второй декады зальцбургского фестивального августа 2024 («Игрок» Питера Селларса и «Сказки Гофмана» Мариам Клеман, видимо, займут заметное место в ряду худших оперных спектаклей в истории Зальцбургского фестиваля) концертное исполнение оперы Амбруаза Тома «Гамлет» стало настоящим глотком свежего воздуха. Праздник музыкального волшебства с эталонным составом [1] по непонятным причинам остался без рекламной поддержки, и билеты на него можно было свободно купить вплоть до самого начала от 25 евро.

Понятно, что отдел фестивального планирования упустил в своё время такую звезду, как Лизетт Оропеса, и сегодня лучшее колоратурное сопрано мира не может уделить Зальцбургу достаточно времени для участия в полноценном костюмированном спектакле. Насколько мне известно, именно по этой причине в 2022 году гости Зальцбургского фестиваля имели возможность услышать Оропесу также лишь в концертной версии «Лючии ди Ламмермур».

Изысканность вокального стиля и совершенство техники Лизетт Оропесы ошеломляют даже искушённого слушателя и наиболее ярко проявляются в экстремально сложной марафонной сцене сумасшествия Офелии [2], которую певица завершает ослепительно чистой нотой ми третьей октавы. Это головокружительный фейерверк высочайшего мастерства.

Музыкальная ткань партитуры А. Тома не мелодийна, но стройна и драматически прозрачна. Это гармоничная палитра настроений рассчитана не только на виртуозный вокал, но и на грамотную актёрскую игру.

Одна из лучших меццо-сопрано наших дней Эва-Мо Юбо поражает полётностью звука и психологической оригинальностью прочтения партии Гертруды. В исполнении певицы образ матери Гамлета предстаёт в диалектическом развитии – от строгой стальной леди, уверенной в своей правоте, до страдающей и жалеющей себя несчастной женщины.

Глубокий и сдержанный бас Жана Тейтгена в партии Клавдия показывает нам убийцу отца Гамлета как человека, лишённого эмпатии и внутренней рефлексии, и даже молитва Клавдия звучит у певца протокольной медитацией, а не раскаянием.

В титульной партии баритон Стефан Дегу наделяет датского принца богатой эмоциональной амплитудой – от циничного отчаяния в арии про вино до углублённого размышления о бесполезности борьбы с судьбой. Эта вокальная работа отличалась живописными пиано и мелодекламационной аффектацией.

Прекрасно выступили в небольших партиях Клайв Бэйли (Призрак отца Гамлета), Жульен Энрик (Лаэрт), Йержи Бутрин (Полоний) и др.

Оркестр «Моцартеум» под управлением Бертрана де Бийи блестяще передаёт всё великолепие партитуры А. Тома, значение которой для истории музыкальной драмы переоценить невозможно. Как и невозможно было отделаться от чувства досады, что такое роскошное исполнение из-за пробелов в планировании лишено было полноценного театрального обрамления. Всё-таки в прошлом 2023 году очевидным провалом был только нелепый «Фальстаф» Марталера, в 2024 таких очевидных провалов уже два – «Игрок» П. Селларса и «Сказки Гофмана» М. Клеман.

Тенденция, прямо скажем, удручающая, и вряд ли у кого-либо из тех, кто посетил концертного «Гамлета» и эти два несуразных шоу по операм Прокофьева и Оффенбаха, остались сомнения в том, что лучше бы вместо двух неудачных спектаклей Селларса и Клеман поставили одного «Гамлета» в том фантастическом составе, который стал настоящим музыкальным событием Зальцбургского лета 2024.

Примечания:

1) Все исполнители, кроме Людовика Тезье, принимали участие в нашумевшем спектакле К. Варликовского в Париже весной 2023.

2) Сцена сумасшествия Офелии длится больше 18 минут и является одной из самых продолжительных и сложных в сопрановом репертуаре.

Фото: SF / Marco Borrelli

реклама