Юрий Григорович показал свою версию главного русского балета в новом театральном здании Краснодара
Краснодарское краевое государственное творческое объединение «Премьера» под руководством Леонарда Гатова — одна из самых крупных и мощных в России театрально-концертных организаций; ее впору назвать империей. «Премьера» включает Симфонический оркестр, отмечающий в этом году 190-летие, Биг-бэнд, инструментальные ансамбли, несколько театров — драматический, кукольный, танцевальный, шоу-театр; музыкальные вузы, хореографическое училище. Все эти коллективы исправно выпускают новые спектакли и концертные программы, прокатывая их по всему миру. У «Премьеры» — собственные театральные мастерские, к которым обращаются Роман Виктюк, Елена Образцова, оперные театры Рима, Стамбула, Сеула. К услугам артистов — оздоровительный центр и даже подсобное хозяйство. С «Премьерой» сотрудничают московские дирижеры Владимир Понькин, Владимир Зива, Александр Лавренюк, режиссеры Владимир Мирзоев и Дмитрий Бертман.
Самый популярный коллектив объединения — Краснодарский театр балета Юрия Григоровича. Хореограф работает с труппой практически постоянно, проводя в Краснодаре по нескольку месяцев и гастролируя с театром по России и зарубежным странам. Он намерен показать на Кубани все свои легендарные спектакли и уже поставил «Золотой век» в новой двухактной редакции, «Спартак», «Щелкунчик», «Раймонду», «Ромео и Джульетту», «Дон Кихот», «Жизель», «Тщетную предосторожность». В этом сезоне настал черед главного русского балета — «Лебединого озера».
Премьера состоялась в новом здании — бывшем Дворце искусств в центре города, который за пять месяцев реконструкции был превращен в суперсовременный театр европейского класса. Строгая отделка в стиле хай-тек из стекла, серо-стальных конструкций и белого мрамора; переливы благородных оттенков синего — от индиго до цвета морской волны; капельдинеры в форме, напоминающей флотскую; фонтаны и водопад, струящийся по стене в фойе; иллюзия ночного звездного неба, созданная в оформлении зрительного зала — все это создает впечатление круиза на океанском лайнере.
Здесь хорошо выверенная акустика и великолепная световая аппаратура. Она позволила точно воспроизвести тонкую гамму золотых и серебристо-голубых оттенков оформления Симона Вирсаладзе, где загадочный готический дворец и мрачные скалы при смене освещения будто оживают, порождая призрачные видения.
Юрий Григорович трактует «Лебединое озеро» как философскую поэму о том, что человек не только не может в одиночку противостоять силам зла, но даже не осознает, каким образом эти силы порабощают его. Солисты четко воплощают эту концепцию. Зигфрид в исполнении китайского танцовщика Инь Даюна — обаятельный, открытый миру принц-подросток. Он с упоением танцует среди сверстников, не подозревая, что может стать чьей-либо жертвой. Александра Сивцова аккуратно воспроизводит рисунок партии Одетты; ее сдержанная героиня скорее сочувствует Зигфриду, нежели полагается на него. И не напрасно. Одиллию Сивцова представляет не обольстительной, а воинственной, как валькирия. Появившись на балу в паре со Злым Гением (Николай Морщаков), она ошеломляет принца напористым, динамичным танцем и не дает герою опомниться до тех пор, пока он почти инстинктивно не делает рокового жеста клятвы.
Григорович вернул в спектакль романтический мотив веры в силу любви. В финале в разгар неравного поединка Зигфрида со Злым Гением Одетта вмешивается в схватку, заслоняет возлюбленного, и зло отступает. Молодым артистам близок этот жизнеутверждающий мотив. Артисты уверенно владеют хореографическим текстом, но вкладывают в исполнение столько энтузиазма и энергии, будто заново открывают для себя классические комбинации. И кордебалет, и солисты всех рангов не ограничиваются синхронным аккуратным танцем, но стараются выглядеть персонажами сказочного действа. Они трогательно переживают эмоции своих героев и старательно подчеркивают мельчайшие выразительные детали мимики, движений рук и корпуса. «Я вижу, что для них это не просто работа, им это действительно интересно, — говорит Юрий Григорович о краснодарских артистах. — Поэтому и мне интересно с ними».
Ярослав Седов