Диана Викторовна Вишнёва

Diana Vishneva

Диана Вишнёва (Diana Vishneva)

Родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде. В семье к искусству никто отношения не имел. Мама, правда, с юности пленилась балетом. Она и привела Диану во Дворец пионеров. В девочке стал просыпаться интерес к тайнам танца. Но, главное, проявилась дремавшая доселе радость движения. Порой приходила пластическая свобода. И педагоги этому способствовали. Казалось, впереди брезжит профессиональное будущее — так, по крайней мере, уверяли все вокруг. Десятилетнюю Диану привели на отборочные испытания в старейшее хореографическое училище страны — петербургскую Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. Девочку проэкзаменовали и отвергли: сочли что эталонам она не отвечает. Мама не сдалась и отвела дочь в детскую хореографическую студию Дворца культуры имени М. Горького. Здесь танцу обучали основательно, а к физическим данным учеников не придирались. В студии Диана освоила начальные профессиональные навыки. И поняла, может быть, основное: за счастье танцевать надо бороться.

Вторая попытка пройти приемные испытания в академию также была неудачной. Заповедные двери академии открылись упорной абитуриентке лишь на третий раз.

Учиться Диане было легко. Да и педагоги оказались на редкость хороши. С 3-го класса и до выпуска она занималась основной дисциплиной с Л. Ковалевой. Особенно ждала уроков характерного танца у А. Строгой. Эффектность графических позировок, нагнетание подчеркнутых чувств. Тяготения к классическому танцу и к характерному соперничали, обещая в будущем результат неожиданный.

Это выявилось в номере, поставленном для Вишнёвой первоклассным хореографом Игорем Бельским, который тогда возглавлял академию в качестве художественного руководителя. В 1994 году он поставил для начинающей балерины (неслыханная роскошь!) оригинальный номер, и Диана в нем преуспела. «Монолог Кармен» на музыку из балета «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина стал надолго ее визитной карточкой. Воспитанница за год до выпуска предстала уверенной в себе и в своем будущем: эффектно бравировала разработанным огромным до чрезмерности шагом, изрядной виртуозностью, напористыми вращениями. И сразу же завоевала Гран-при на Международном конкурсе в Лозанне (1994).

Вишнёву стали занимать в спектаклях Мариинского театра уже со школьной скамьи. Попробовали в «Дон Кихоте», затем дали дебют — доверили станцевать весь спектакль с А. Баталовым. В год выпуска (1995) вместе с прославленной труппой Вишнёва отправилась на гастроли в Италию, чтобы выступить и «Щелкунчике» в роли Маши. Продолжились гастроли в Америке: на сцене «Метрополитен-опера» она танцевала мазурку в «Шопениане». Там и случилась первая серьезная травма: на лечение ушло целых полгода.

Диана истосковалась по танцу, с жадностью набросилась на новый репертуар. Ей охотно поручали самые виртуозные партии, требовавшие зрелого мастерства. Особенно ценит балерина то, что уже в первые сезоны своей работы в театре ей посчастливилось встретиться с современной хореографией. Ее заняли в одноактном балете Дж. Роббинса «В ночи» на музыку Ф. Шопена (1996). Это было захватывающе интересно: три пары, каждой предстояло поведать свою историю любви. Танец имел массу оттенков, передавал тайный смысл происходящего. Нужно было самой почувствовать содержательную гамму эмоций и, главное, донести до зрителя это богатство. В 1996 году Диана Вишнёва дебютировала в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» и Авроры в «Спящей красавице». Следующий год принес молодой балерине новую роль — она впервые станцевала центральную партию в балете «Жар-птица».

В 1998 году Ролан Пети переносит на сцену Мариинского театра свои балеты «Юноша и смерть» и «Кармен». В «Кармен» Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов исполняют главные партии. Манящая, дразнящая Кармен в интерпретации Вишнёвой, подобно драгоценному камню, играет и переливается на сцене. У Дианы танцуют не только ноги и руки — она танцует вся: глазами, локонами, неповторимыми линиями каждого своего движения.

Молодая балерина пробует себя в современной хореографии. Это происходит в 1999 году, когда Диана Вишнёва танцует сольную партию в «Поэме экстаза» Алексея Ратманского.

Современный репертуар Диане Вишнёвой близок и особенно удается. Она — современная танцовщица, современная балерина не по формальным признакам, а по самой сути танца, по характерным чертам пластики, по способу движения и мироощущения. Ей свойственны легкость, упоение, стихийность. Бравада спортивностью, шик риска в «Рубинах» и в «Па-де-де» на музыку Чайковского, поставленных Дж. Баланчиным. В «Рубинах» Диана — истинный «рубин»: ее искрящаяся манера танца, фонтаном бьющая энергия и отточенная техника логически ложатся на эту партию. И совсем иное в «Симфонии до мажор» Дж. Баланчина на музыку Ж. Бизе — там надо вслушиваться в поэтическую тишину, стараться раствориться в музыке.

Премьера балета «Манон» английского хореографа К. Макмиллана принесла Диане одну из самых любимых ролей. Нежная и страстная, жертвенная и беззаветно любящая Манон особенно прочувствована балериной. В балете «Манон» Диану увлекли трогательность сюжета и разнообразие эмоциональных состояний. Здесь лирические интонации дополняются красками драматическими, а все вместе складывается в напряженное сценическое действо.

В 2001 году Мариинский театр показывает премьеру трех балетов знаменитого Гамбургского хореографа Джона Ноймайера — «Весна и осень», «Теперь и тогда» и поставленный специально для Мариинки «Звуки пустых страниц». На премьере Диана Вишнёва танцует сольную партию в балете «Весна и Осень» и роль Музы в «Звуках пустых страниц».

Диана Вишнёва в восторге от постановок И. Килиана. Вот где пластическая фантазия бьет ключом, а глубокий подтекст заряжен философией. Мечтает станцевать в постановках М. Экка — оригинальных, не лишенных хулиганства, но освежающих наше восприятие классики и традиционных сюжетов.

Сюжетные спектакли Диана предпочитает и в балетах классического наследия. Ей нравятся контрастные краски, разные характеры. Любит озорство Китри в «Дон Кихоте», неистовую веру Никии в «Баядерке», доверчивость Жизели, страстность Гюльнары в «Корсаре». Основной классический репертуар подготовлен с репетитором О. Ченчиковой. Темпераментная, яркая, Диана Вишнёва принадлежит новому поколению балерин-актрис, умеющих привнести в любую классическую роль свой неповторимый стиль.

Эксперименты с классическим наследием Вишнёву не пугают. Ведь новым поколениям хореографов и танцовщиков хочется проявить собственную инициативу, по-своему взглянуть на привычное. И сергеевская «Спящая красавица», и «Баядерка», к которой приложил руку В. Чабукиани, ей тоже по душе.

Большой удачей Вишнёвой стала Золушка в одноименном балете Прокофьева, поставленном на сцене Мариинского театра Алексеем Ратманским. В своих постановках Ратманский следует современным направлениям и в то же время не ссорится с классикой. Искренность, прикрытая усмешкой, — интонация многих его балетов. Прелестное дитя, сказочная и современная, Золушка Ратманского и Вишнёвой — не замарашка, превращающаяся в принцессу, она — всегда принцесса, только до поры до времени неоткрытая, неувиденная. О маленькой принцессе, спрятанной внутри каждой женщины, получился этот спектакль, а Диана Вишнёва в нем — то необходимое звено, которое связывает все компоненты воедино. И пафос, и трагизм, и магию внутреннего преобразования проявила Вишнёва в «Золушке».

Балерина много занята в театре, гастролирует и вместе с труппой, и одна. О Диане Вишнёвой сегодня с полным основанием можно говорить как о состоявшейся международной звезде. Ее охотно приглашают крупнейшие театры мира. В Баварской опере Вишнёва танцевала Манон, на сцене «Ла Скала» — Аврору в «Спящей красавице» (версия Р. Нуриева), в парижском театре «Гранд Опера» — Китри, в «Метрополитен-Опера» — Джульетту. Ее сценические партнеры — Владимир Малахов, Фарух Рузиматов, Манюэль Легри, Роберто Болле, Жозе Мартинез. Работу в Мариинском театре Диана совмещает с выступлениями в труппе Берлинской оперы, куда ее пригласил Владимир Малахов.

C 2005 года Диана Вишнёва — приглашенная солистка в American Ballet Theatre («Лебединое озеро», «Раймонда»).

Диана Вишнева активно сотрудничает с известными современными хореографами и режиссерами. В 2005 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета Петра Зуски «Руки моря», поставленного специально для Дианы Вишневой. В 2007 году Андрей Могучий и Алексей Кононов осуществили постановку спектакля «Silenzio. Диана Вишнева». В феврале 2008 года Диана Вишнева в содружестве с Ardani Artists Management и Orange County Performing Arts Center представила программу «Красота в движении» («Лунный Пьеро» Алексея Ратманского, «Повороты любви» Дуайта Родена, F.L.O.W. Мозеса Пендлтона).

В сезоне 2010-2011 она представила работы с компаниями Эдуарда Лока и Марты Грэм.

Диана Вишнёва — Народная артистка России (2007), лауреат Государственной премии РФ (2001), Национальной театральной премии «Золотая маска» (2001), Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1996), обладательница приза «Бенуа де ля данс» (1996), приза «Душа танца» в номинации «Королева танца» (2003), вручаемого ежегодно журналом «Балет». Она стала первым лауреатом Международной премии «Божественная» (1996). В 2002 году по опросу журнала «Dance Europe» Диана Вишнёва названа лучшей танцовщицей Европы.

Источник: Международный Объединенный Биографический Центр

Фотография с официального сайта Мариинского театра

реклама

Публикации

Окно в Ноймайера 27.11.2012 в 19:42

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Роберт Шуман Композиторы
Джон Ноймайер Балетмейстеры
Пьер Луиджи Пицци Театральные деятели
Оскар Кокошка Театральные деятели

Реклама



Дата рождения

13.07.1976

Профессия

балерина

Страна

Россия

просмотры: 7153
добавлено: 06.01.2012



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть