
• Балет Малого (Михайловского) театра
Малый театр оперы и балета основан в Петрограде в 1918 году. Открыт в здании бывшего Михайловского театра.
Михайловский театр — театр в Петербурге. Построен на Михайловской площади (ныне — пл. Искусств) в 1831-33 (архитектор А. П. Брюллов; фасад по проекту К. И. Росси), в 1859 капитально перестроен (архитектор А. К. Кавос). Открылся в 1859. Первоначально здание использовалось как концертный зал, в начале 60-х гг. в нём проходили гастроли артистов итальянской оперы, немецкой драматической труппы, французской оперетты. С конца 70-х гг. до февраля 1917 здесь играла постоянная труппа французской комедии. В 1894-98, во время перестройки Мариинского театра, в Михайловском театре давались оперные спектакли этого театра. В 1918 в здании бывшего Mихайловского театра был открыт Ленинградский Малый театр оперы и балета.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Наименования театра:
• 1920–1921 гг. — Государственный академический театр комической оперы
• 1921–1926 гг. — Малый петроградский государственный академический театр
• 1926–1964 гг. — Государственный академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ)
• 1964–1989 гг. — Ленинградский ордена Ленина государственный академический Малый театр оперы и балета
• 1989–2001 гг. — Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского
• С 2001 года — Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. Мусоргского — Михайловский театр
Ленинградский Малый театр оперы и балета (Ленинградский ордена Ленина академический Малый театр оперы и балета) — один из ведущих музыкальных театров в СССР. Основан в Петрограде в 1918. Открыт в здании бывшего Михайловского театра (зрительный зал на 1248 мест).
Несколько раз менял наименование: в 1920 — Государственный академический театр комической оперы, с 1921 — Малый петроградский государственный академический театр, с 1926 — Государственный академический Малый оперный театр, с 1964 — современное название. Первоначально на его сцене шли спектакли Мариинского театра, но уже в сезоне 1918/19 театр имел собственный оркестр, хор и художественно-постановочную часть; солисты привлекались из труппы Государственного академического театра оперы и балета. В 1931 театр получил самостоятельную труппу.
В первые годы существования театр ориентировался на малые оперные формы, ставил лирические и комедийные спектакли, классические оперетты: «Миньон» Тома (1918), «Птички певчие» Оффенбаха (1918), «Царь-плотник» Лорцинга (1919), «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (1919), «Корневильские колокола» Планкета (1919), «Нищий студент» Миллёкера (1920), «Фра-Дьяволо» Обера (1920), «Луиза» Шарпантье (1920), «Вертер» Массне (1920), «Ёлка» Ребикова (1921), «Рафаэль» Аренского (1921), «Скупой рыцарь» Рахманинова (1921), «Сын мандарина» Кюи (1921), «Цыганский барон» Штрауса (1922), «Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха (1922), «Иоланта» Чайковского (1923), «Золотой петушок» Римского-Корсакова (1923), «Там, где жаворонок поёт» и «Ева» Легара (1923) и др.
В числе солистов — С. В. Балашов, Н. Н. Бутягин, Н. Л. Вельтер, Б. О. Гефт, О. Н. Головина, В. П. Грохольский, А. М. Кабанов, В. И. Кильчевский, Н. И. Ковальский, К. Ф. Комиссарова, E. А. Красовская, И. В. Лелива, A. Ю. Модестов, Е. Г. Ольховский, Г. Н. Орлов, А. И. Попова-Журавленко, В. Ф. Райков, Ф. Л. Ратнер, М. А. Ростовцев, Д. М. Снежинская, М. П. Софронова, Б. М. Фрейдков, П. И. Чекин, Н. Я. Чесноков и др.
С середины 20-х гг. театр активно работает над советской оперой. Появляются спектакли — «За красный Петроград» Гладковского и Пруссака (1925), «Нос» Шостаковича (1930), «Камаринский мужик» (1933, 2-я ред. 1935), «Мать» (1939) Желобинского, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (1934), «Тихий Дон» (1935) и «Поднятая целина» (1937) Дзержинского, «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси») Кабалевского (1938), «Мятеж» Ходжа-Эйнатова (1938), «Помпадуры» Пащенко (1939).
С 1933 под руководством Ф. В. Лопухова начала работу балетная труппа (в неё входили — Н. А. Зубковский, Г. И. Исаева, Г. Н. Кириллова, К. В. Леонидова, B. М. Розенберг, Н. С. Соколов, Б. А. Фенстер, H. H. Филипповский и др.); были поставлены балеты — «Арлекинада» Дриго (1933), «Коппелия» (1934) и «Фадетта» (1936) Делиба, «Светлый ручей» Шостаковича (1935), «Тщетная предосторожность» Гертеля (1937), «Кавказский пленник» (1938) и «Ашик-Кериб» (1940) Асафьева, «Сказка о попе и о работнике его Балде» Чулаки (1940).
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 театр находился в Оренбурге. Там были поставлены — «Кровь народа» Дзержинского, «Калинка» Аксюка и Черёмухина, «Сильнее смерти» Волошинова, «Иоланта»; «Надежда Светлова» Дзержинского (все в 1943); в 1944 театр вернулся в Ленинград.
В 40-50-е гг., продолжая широко пропагандировать произведения советских композиторов, театр ставит также русскую и зарубежную классику, стремится возродить забытые и редко исполняемые сочинения. Среди постановок: оперы — «Война и мир» Прокофьева (1946), «Молодая Гвардия» Мейтуса (1950), «Сицилийская вечерня» (1952) и «Дон Карлос» (1955) Верди, «Летучий голландец» Вагнера (1957), «Фиделио» Бетховена (1958), «Эсмеральда» Даргомыжского (1958), балеты — «Мнимый жених» (1946) и «Юность» (1949) Чулаки, «Сольвейг» на музыку Грига (1952), «Семь красавиц» К. Караева (1953) и др.
В труппе театра в эти годы: певцы — А. Е. Алмазов, Т. В. Богданова, М. А. Довенман, Т. Н. Лаврова, B. Т. Морозов, А. И. Ступальская, А. В. Сутягин, C. Н. Шапошников и др., артисты балета — В. С. Зимин, Ю. П. Литвиненко, Ю. В. Малахов, Н. Р. Мириманова, Г. Н. Пирожная, Л. Н. Сафронова, В. М. Станкевич, А. С. Хамзин и др.
Значительный вклад в развитие театра внесли художественный руководитель и дирижёр С. А. Самосуд (1918-36), главные дирижёры — Б. Э. Хайкин (1936-44), Э. П. Грикуров (1944-67), режиссёр Н. В. Смолич (1925-30), главные балетмейстеры — Ф. В. Лопухов (1932-35), Л. М. Лавровский (1935-45), Б. А. Фенстер (1945-53), П. А. Гусев (1960-62), И. Д. Бельский (1962-72).
Среди постановок 60 — начала 70-х гг.: оперы — «Отелло» (1962); «Принцесса Турандот» Пуччини (1963), «Виринея» Слонимского (1967), «Горцы» Чалаева (1971), «Порги и Бесс» Гершвина (1972), «Ифигения» (композиция по операм Глюка, 1972), «Не только любовь» Щедрина (1973); балеты — «Петрушка» (1961) и «Весна священная» (1969) Стравинского, «Барышня и хулиган» (1962), «Одиннадцатая симфония» (1966) на музыку Шостаковича, «Антоний и Клеопатра» Лазарева (1968), «Тщетная предосторожность» Герольда (1971), «Гаянэ» (1972), «Коппелия» (1973); «Ярославна» Тищенко (1974).
В труппе театра (1975): певцы — засл. арт. РСФСР В. К. Ретюнский, засл. арт. УССР Л. А. Сиренко, засл. арт. Даг. АССР Н. П. Зазнобина, В. А. Кузнецов, М. Л. Петрова, артисты Н. Н. Алексеев, Е. С. Гороховская, Н. А. Григоренко, Т. С. Ерастова, Д. В. Ермолаева, М. Е. Калиновский, В. З. Кочкин, С. П. Лейферкус, Ю. М. Марусин, В. Р. Панкратов, В. А. Реготун, В. Н. Смирнов, Е. П. Целовальник, Е. Г. Шумская и др.; солисты балета — засл. арт. РСФСР Н. А. Долгушин, В. С. Муханова, Г. В. Покрышкина, A. М. Сидоров, артисты Е. Г. Алканова, А. П. Евдокимов, Г. Р. Замуэль, С. А. Козадаев, А. Н. Малышева, B. Б. Островский, П. М. Русанов, Т. В. Статкун, Т. И. Фесенко, Л. В. Филина и др.; главный дирижёр — засл. деят. иск-в РСФСР А. С. Дмитриев, дирижёры — Ю. Б. Богданов, П. А. Бубельников; главный режиссёр — нар. арт. РСФСР Э. Е. Пасынков, главный балетмейстер — засл. арт. Даг. АССР О. М. Виноградов, главный хормейстер — засл. деят. искусств Даг. АССР М. Г. Травкин.
В 1939 за заслуги в деле создания спектаклей советских композиторов театр награждён орденом Ленина.
Литература: 20 лет Государственного академического Малого оперного театра. 1918–1938, Л., (1939); Музыкальный Ленинград. Сб. ст., Л., 1958; Друскин М., Музыкальная культура — Петербурга — Петрограда — Ленинграда, в его кн.: История и современность, Л., 1960; Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки, (Л., 1967); Малый театр оперы и балета. (Сб. ст., Л., 1968).
Л. В. Михеева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Главным режиссером (1980—1990), а потом художественным руководителем и директором (1992—2007) театра был Народный артист РСФСР Станислав Гаудасинский, осуществивший множество оперных постановок. В 2007 году генеральным директором театра назначен Владимир Кехман.