Жюль Массне

Дата рождения
12.05.1842
Дата смерти
13.08.1912
Профессия
Страна
Франция
Жюль Массне (Jules Massenet)

Жюль Эмиль Фредерик Массне (фр. Jules Émile Frédéric Massenet; 12 мая 1842 — 13 августа 1912) — французский композитор.

Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в «Вертере», чарующие качества дарования, сделавшего его музыкальным историком женской души.
К. Дебюсси

Ах, как тошен Massenet!!! И что всего досаднее, так это то, что в этой тошноте что-то родственное с собою чувствую.
П. Чайковский

Дебюсси удивил меня, защищая это кондитерское изделие («Манон» Массне).
И. Стравинский

Каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец — частицу Верди и Пуччини.
Ф. Пуленк

Разноречивы мнения современников! В них не только борьба вкусов и устремлений, но и неоднозначность творчества Ж. Массне. Главное достоинство его музыки — в мелодиях, которые, по словам композитора А. Брюно, «узнаешь среди тысяч». Чаще всего они тесно связаны со словом, отсюда их необычайная гибкость и выразительность. Грань между мелодией и речитативом почти неуловима, а потому оперные сцены Массне не делятся на замкнутые номера и связывающие их «служебные» эпизоды, как это было у его предшественников — Ш. Гуно, А. Тома, Ф. Галеви. Требования сквозного действия, музыкального реализма были актуальными требованиями эпохи. Массне воплощал их очень по-французски, во многом воскрешая традиции, восходящие к Ж. Б. Люлли. Однако в основе речитации Массне лежит не торжественная, немного напыщенная декламация трагических актеров, а безыскусственная бытовая речь простого человека. В этом главная сила и своеобразие лирики Массне, в этом же причина его неудач, когда он обращался к трагедии классического типа («Сид» по П. Корнелю).

Прирожденный лирик, певец интимных движений души, умеющий придать особую поэтичность женским образам, он часто берется за трагические и помпезные сюжеты «большой» оперы. Ему недостаточно театра Opera Comique, он должен царить и в Grand Opera, для чего предпринимает почти мейерберовские усилия. Так, на концерте из музыки разных композиторов Массне, втайне от коллег, добавляет к своей партитуре большой духовой оркестр и, оглушив публику, оказывается героем дня. Массне предчувствует некоторые достижения К. Дебюсси и М. Равеля (речитативный стиль в опере, аккордовые блики, стилизацию старинной французской музыки), но, работая параллельно с ними, остается все же в рамках эстетики XIX в.

Музыкальная карьера Массне началась с его поступления в консерваторию в десятилетнем возрасте. Вскоре семья переезжает в Шамбери, но Жюль не может обойтись без Парижа и дважды убегает из дома. Успешной оказалась лишь вторая попытка, однако четырнадцатилетний мальчик познал всю неустроенность жизни артистической богемы, описанной в «Сценах…» А. Мюрже (которого он знал лично, так же как и прототипов Шонара и Мюзетты). Преодолев годы бедности, в результате упорного труда Массне добивается Большой Римской премии, дававшей право на четырехлетнюю поездку в Италию. Из-за границы он возвращается в 1866 г. с двумя франками в кармане и с ученицей по фортепиано, которая тогда же становится его женой.

Дальнейшая биография Массне представляет собой непрерывную цепь все возрастающих успехов. В 1867 г. поставлена его первая опера «Двоюродная бабушка», через год у него появляется постоянный издатель, пользуются успехом его оркестровые сюиты. А затем Массне создает все более зрелые и значительные сочинения: оперы «Дон Сезар де Базан» (1872), «Король Лахорский» (1877), ораторию-оперу «Мария Магдалина» (1873), музыку к «Эриниям» Ш. Леконта де Лиля (1873) со знаменитой «Элегией», мелодия которой появилась еще в 1866 г. в качестве одной из Десяти фортепианных пьес — первого изданного произведения Массне. В 1878 г. Массне становится профессором Парижской консерватории, избирается членом Института Франции. Он в центре общественного внимания, пользуется любовью публики, известен всегдашней любезностью и остроумием. Вершина творчества Массне — оперы «Манон» (1883) и «Вертер» (1886), и по сей день они звучат на сценах многих театров мира.

До конца жизни композитор не сбавлял творческой активности: не давая отдыха ни себе, ни слушателям, он пишет оперу за оперой. Мастерство растет, но времена меняются, а стиль его остается неизменным. Творческий дар заметно убывает, особенно в последнее десятилетие, хотя Массне по-прежнему пользуется уважением, почетом и всеми житейскими благами. В эти годы написаны оперы «Таис» (1894) со знаменитым «Размышлением», «Жонглер богоматери» (1902) и «Дон-Кихот» (1910, по Ж. Лоррену), созданный специально для Ф. Шаляпина.

Массне неглубок, считал его постоянный недруг и соперник К. Сен-Санс, «но это не имеет никакого значения». «…Искусство нуждается в художниках всевозможных разновидностей… У него было обаяние, способность очаровывать и нервный, хотя и неглубокий темперамент… В теории мне такой характер музыки не нравится… Но как устоять, когда слышишь Манон у ног де Грие в ризнице Сен-Сюльпис? Как не быть захваченным до недр души этими рыданиями любви? Как раздумывать и анализировать, если ты тронут?»

Е. Рубаха
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Жюль Массне / Jules Massenet

Массне, Жюль Эмиль Фредерик (12 V 1842, Монто, близ г. Сент-Этьенн — 13 VIII 1912, Париж) — французский композитор. Член Института Франции (1878). Родился в семье инженера, директора завода. В 1852–63 учился (с перерывом) в Парижской консерватории (по композиции у А. Тома). В 1863 получил Римскую премию за кантату «Давид Риццио»; 1864–65 провёл в Риме. После поездок по Италии, Германии и Австро-Венгрии в начале 1866 вернулся в Париж, всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1878–96 профессор Парижской консерватории. Среди его учеников — А. Брюно, П. Видаль, Ш. Кеклен, Г. Пьерне, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Ф. Шмитт, Э. Шоссон, Дж. Энеску.

Из ранних сочинений Массне примечателен цикл романсов «Апрельская поэма» (1866), где уже формируются черты присущей композитору мечтательной любовной лирики. Эти же образы развивают вокальные циклы «Поэма воспоминаний», «Октябрьская поэма» (оба 1871).

Как оперный композитор Массне дебютировал комической оперой «Двоюродная бабушка» (1867). Значительная веха его оперного творчества — опера «Дон Сезар де Базан» (1872). В сочинениях 70-х гг. (музыка к античной поэме «Эринии» Ш. Леконта де Лиля, 1873; оратория-опера «Мария Магдалина», 1873; мистерия «Ева», 1875, и др.) наблюдается дальнейшее становление его драматической и чувствительной лирики. Большой успех имела лирико-экзотическая опера «Король Лахорский» (1877). Характерная для Массне лиризация духовных сюжетов проявилась также в оратории «Богородица» (1880) и опере «Иродиада» (1881).

Вершина оперного творчества Массне — «Манон» (1884) и «Вертер» (1886), прочно вошедшие в мировой репертуар. В них с наибольшей полнотой раскрылось оригинальное лирическое дарование композитора. Среди других опер Массне — «Эсклармонда» (1889) с чертами вагнеровской любовной экзальтации; «Таис» (1894), отличающаяся мелодическим богатством (особенно популярной стала мелодия «Размышления» из этой оперы); «Наваррка» (1894), следующая образцам веристских драм; «Сафо» (1897), представляющая собой попытку претворить средствами оперной драматургии образы современного бытового романа; «Жонглёр богоматери» (1902), необычная господством жанровых элементов и отсутствием женских ролей; «Ариадна» (1906), являющаяся своеобразной попыткой стилизованного претворения античности; «Дон Кихот» (1910) в жанре «героической комедии» и др. Некоторые из них (особенно «Жонглёр богоматери» и «Дон Кихот», последняя также благодаря участию Ф. И. Шаляпина) имели значительный успех. В ряде оперных произведений, вопреки своему лирическому таланту, Массне стремился к импозантности, грандиозности, пышности, выражению бурных страстей.

Массне оставил обширное творческое наследие (в частности, уже после его смерти были поставлены оперы «Панург», «Клеопатра», «Амадис»). Он писал также балеты («Куранты», «Цикада», «Тореро»), существенное место занимает музыка к спектаклям драматического театра. Мировой известностью пользуется «Элегия» из музыки к античной поэме Ш. Леконта де Лиля «Эринии».

Одна из самых сильных сторон музыки Массне — мелодия. Критика справедливо отмечала гибкость его «мелодической речи», сочетающей декламационность с напевностью. Мелос Массне чутко следует за текстом и передаёт быстрые переходы от сосредоточенности или нерешительности к эмоциональным порывам. По словам А. Брюно, Массне «показал себя выдающимся выразителем любви и создал язык нежности, не похожий ни на какой другой. Мелодию Массне узнаешь среди тысяч. Ей свойственны проникновенная чувствительность, волнующая чувственность, гибкая грация…».

Массне начал культивировать «блики» аккордов, однако благодаря чётким кадансам (особенно доминантовым) в его музыке отсутствует импрессионистский колорит. Чуткий оркестратор, он находил особые оркестровые краски в аккомпанементе сольному пению, в сопровождении виртуозно-блестящих ансамблей. Музыка Массне отличается интонационным богатством, включает различные образцы фольклора, стилистические элементы разных эпох. Во многом творчество Массне явилось историческим звеном, соединяющим лирическую оперу Ш. Гуно и А. Тома с импрессионизмом. Музыку Массне, примечательную обилием тонких оттенков, зыбких нюансов и переходов, черт недосказанности, высоко ценил К. Дебюсси.

Массне был одним из виднейших представителей французской лирической оперы. Он оказал значительное влияние на французскую музыку. По меткому выражению Ф. Пуленка, «каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец — частицу Верди и Пуччини».

Сочинения:

оперы — Двоюродная бабушка (La grande tante, 1867, «Опера комик», Париж), Кубок фульского короля (1869, не пост.; музыка использована для ораторий и 3-го д. оперы Король Лахорский), Дон Сезар де Базан (по комедии П. Дюмануара и А. Ф. д’Эннери, 1872, «Опера комик», Париж), Король Лахорский (Le roi de Lahore, 1877, «Гранд-Опера», Париж), Иродиада (по мотивам Г. Флобера, 1881, т-р «Де ла Монне», Брюссель), Манон (по роману «История кавалера де Грие и Манон Леско» Прево, 1884, «Опера комик», Париж), Сид (по трагедии П. Корнеля, 1885, «Гранд-Опера», Париж), Вертер (по роману «Страдания молодого Вертера» Гёте, 1886, пост. 1892, Придворная опера, Вена), Эсклармонда (по рыцарскому роману 13 в., 1889, «Опера комик», Париж), Маг (1891, «Гранд-Опера», Париж), Таис (по роману А. Франса, 1894, там же), Портрет Манон (1894, «Опера комик», Париж), Наваррка (1894, «Ковент-Гарден», Лондон), Сафо (по пьесе А. Доде, 1897, «Опера комик», Париж), Золушка (по сказке Ш. Перро, 1899, там же), Гризельда (по новелле Дж. Боккаччо, 1901, там же), Жонглёр богоматери (Le Jongleur de Notre-Dame, 1902, Монте-Карло), Амадис (1902, пост. 1922, там же), Керубино (1905, Монте-Карло), Ариадна (1906, «Гранд-Опера», Париж), Тереза (на сюжет из эпохи Великой французской революции, 1907, Монте-Карло), Вакх (Bacchus, 1909, «Гранд-Опера», Париж), Дон Кихот (по одноим. роману М. Сервантеса и комедии «Кавалер с длинной фигурой» Ж. ле Лоррена, 1910, Монте-Карло), Рим (Roma, по роману А. Пароди, 1912, там же), Панург (по мотивам Ф. Рабле, 1913, т-р «Гёте», Париж), Клеопатра (1914, Монте-Карло);

балеты — Куранты (Le carillon. Das Glockenspiel, 1892, Придворная опера, Вена), Цикада (La cigale, дивертисмент, 1904, «Опера комик», Париж), Торреро (Espada, 1908, Монте-Карло);

оперетты — Восхитительный Бель-Буль (L’adorable Bel-Boul, Париж), Беранжера и Анатоль (комедия, 1876, Париж);

оратории — Мария Магдалина (священная драма, 1873, т-р «Одеон», Париж; как опера пост. 1903, Ницца), Ева (мистерия, 1875), Богородица (La Vierge, библейская легенда, 1880), Обетованная земля (La terre promise, по библейскому тексту, 1900);

кантаты — Давид Риццио (1863), Фламандская свадьба (Une noce flamande, 1866), Мир и свобода (Paix et liberte, 1867), Нарцисс (античная идиллия, 1878), Вспомните, Мария (Souvenez-vous, Marie, духовная кантата, 1880), Библис (1886), Песни из лесов Амаранты (Chansons des bois d’Amaranthe, 1901);

для оркестра — Большая концертная фантазия на темы «Пророка» Дж. Мейербера (1861), сюита Помпейя (1866), фантазии Фламандская свадьба (La noce Flamande) и Возвращение каравана (Le retour d’une caravane, обе 1867), 7 сюит (op. 13, 1865; Венгерские сцены, 1871; Драматические сцены, 1873; Живописные сцены, 1874; Неаполитанские сцены, 1876; Феерические сцены, 1879; Эльзасские сцены, 1881), 3 увертюры (Концертная, 1863; Федра, 1873; Брюмер, 1899), симф. поэма Видения (Visions, 1890);

для инструментов с оркестром — Фантазия для виолончели (1897), пьеса для 2 скрипок (Les Grands violons du roi, 1900), концерт для фортепиано (1903);

камерно-инструментальные ансамбли — 2 пьесы для скрипки и фортепиано, струнный квартет, Интродукция и вариации для 10 инструментов; фортепианные пьесы;

для голоса и фортепиано — ок. 200 романсов и песен (изд. в 6 тт.), в т. ч. Если бы Вы хотели мне сказать (Si vous vouliez bien me dire, посв. Ф. И. Шаляпину), вок. циклы Апрельская поэма (сл. П. А. Сильвестра, 1866), Поэма воспоминаний (сл. его же, 1871), Октябрьская поэма (сл. П. Коллена, 1871), Пасторальная поэма (сл. Флориана и Сильвестра, 1874), Любовная поэма (сл. П. Робике, 1879), Зимняя поэма (сл. Сильвестра, 1882) и др.;

музыка к спектаклям драматического театра — Эринии (антич. поэма Ш. Леконта де Лиля, по Эсхилу, 1873, т-р «Одеон», Париж), Драма при Филиппе II (Ж. Порториша, 1875, там же), Жизнь богемы (Т. Барьера и А. Мюрже, 1876, там же), Гетман (П. Деруледа, 1877, там же), Собор Парижской Богоматери (по В. Гюго, 1875, «Т-р Наций», Париж), Федра (Ж. Расина, 1900, т-р «Одеон», Париж), Сверчок на печи (Л. де Франмениля, по Ч. Диккенсу, 1904, там же), Плащ короля (Ж. Экара, 1907, т-р «Порт-Сен-Мартен», Париж), Белоснежка и семь гномов (Ж. Дорцаль, по бр. Гримм, 1909, т-р «Фемина», Париж), Иерусалим (Ж. Риволле, 1914, Монте-Карло), завершил и инструментовал оперу «Кассия» Л. Делиба (1893).

Литературные сочинения: Mes souvenirs, «Echo de Paris», 1911–12 (закончил К. Леру, P., 1912, на англ. яз. — My recollections, Boston, 1919).

Литература: Каплан И., Жюль Масснэ и его ученики, «РМГ», 1911, No 5; О. В., Ж. Масснэ (Некролог), там же, 1912, No 35, Французская музыка 2-й половины XIX века, под ред M. С. Друскина, M., 1938, с. 57–70, 241–43, 245–46; Друскин М., История зарубежной музыки 2-й пол XIX века, вып. 4, М., 1963 (лит.); Кремлев Ю., Жюль Массне, M., 1969 (лит.); Imbert H., J. Massenet, в кн.: Profils d’artistes contemporains, R., 1897; Soleniere E. de, Massenet. Etude critique et documentaire, P., 1897; Fоurnier, Etude sur le style de Massenet, Amiens, 1905, то же, R., 1906, Schneider L., Massenet: l’homme et le musicien, R., 1908, 1926, Finck H. T., Massenet and his operas, L., 1910; Sere О., Musiciens francais d’aujourd’hui, P., 1911; Soubies A., Massenet, P., 1912; Rоugin A., Massenet, P., 1914; Brancour R., Massenet, R., 1922, nouv. ed., R., 1931; Сasсo E., La vida e la obra de Massenet, P., 1928; Bouvet Ch., Massenet, R., 1929; Faure G., Massenet. Opinions musicales, P., 1930; Udine J. d', L’art du lied et le melos Massenet, R., 1931; Bruneau A., Massenet, P., 1935 Mоrin A., Jules Massenet et ses operas, Montreal, 1944, Воyer N., Trois musiciens francais: Gounod, Massenet, Debussy, P., 1946; Hommage, а Massenet, (R., 1962), Вryur J., Massenet, musicien de la belle epoque, Lyon, 1964; Соquis A., Jules Massenet, P., 1965; Harding J., Massenet, N. Y., 1971

Ю. А. Кремлёв
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Творчество Жюля Массне

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Вертер (Массне) 12.01.2011 в 12:49
Золушка (Массне) 16.09.2024 в 00:59
Иродиада (Массне) 18.07.2011 в 09:48
Манон (Массне) 12.01.2011 в 16:51
Сид (Массне) 01.06.2011 в 17:35
Таис (Массне) 12.01.2011 в 19:54

Публикации

«Таис» Массне в Зальцбурге (operanews.ru) 29.08.2016 в 20:09
«Вертер» в Ковент-Гардене (operanews.ru) 20.06.2016 в 20:40
Возвращение Массне (operanews.ru) 04.11.2012 в 11:33

Главы из книг

Опера-речитатив (classic-music.ru)
Жюль Массне (classic-music.ru)

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама