Шопен. Скерцо No. 1, си минор

Scherzo No. 1 (h-moll), Op. 20

Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

Своим скерцо си минор (опубликовано в 1835 году) Шопен основывает своеобразный жанр, имеющий очень мало общего с первоначальным смысловым значением данного термина. Шопен не довольствовался схемами старой сонатной формы, искал самобытности. Новаторство Шопена проявилось в его ранних сонатных формах (соната c-moll, концерты, трио) резким нарушением, смещением элементов классических схем. В скерцо h-moll налицо признаки не только нарушения-смещения, но и создания новой своеобразной формы, разумеется, не порывающей с прочными логическими завоеваниями классики. Обширные формы шопеновских скерцо не раз называли схематичными. В самом деле, и в скерцо h-moll и в других скерцо легко обнаружить несколько механическое чередование разделов формы. Но господствующий принцип контраста-антитезы у Шопена не должен мешать видеть оригинальное совершенство его форм. Ведь именно в романтических контрастах заключена одна из сильнейших сторон шопеновского мышления.

Далее, известное дробление, мельчание форм у Шопена очевидно. Крупное начинает строиться по образцу миниатюрного, скерцо — по образцу мазурки. Но в этом есть, конечно, и свои положительные качества, восходящие к простоте, наглядности и доходчивости форм музыкального фольклора. К тому же, нужно помнить, что, скажем, форма скерцо h-moll еще не есть „окончательное" достижение Шопена: в балладах, в сонатах b-moll и h-moll, в скерцо cis-moll и в скерцо E-dur, в баркароле Шопен создает формы гораздо более сложные, глубокие и органичные.

Один издатель назвал скерцо h-moll „адским пиршеством". Название комичное, но не лишенное некоторого основания. Романтизм скерцо h-moll действительно носит в целом ряде мест балладный характер (Сравни вторую балладу, финал сонаты b-moll, песню „Жених" и др. В чертах подобной балладности, связанной с образами ночи, вихря, разбушевавшихся вод, Шопен порою близко соприкасается с Мицкевичем. Я. Ивашкевич не без основания сопоставляет романтику скерцо h-moll с романтикой „Дзядов" Мицкевича.).

Гениальной интонационной находкой для того времени было начало скерцо резким, пронзительным вскриком терцквартаккорда из двух малых и одной большой терций (здесь терцквартаккорда второй ступени си минора), которому контрастно противопоставлен в басу квинтсекстаккорд доминанты. Б. Асафьев писал про исполнение этого фрагмента Балакиревым: „Первое скерцо звенело набатом, звоном меди. Вспоминались легенды о звонарях в башнях над средневековыми городами. Первые аккорды заставляли вздрагивать" (Б. Асафьев. Шопен в воспроизведении русских композиторов, стр. 34.).

Вслед за этими аккордами стремительные взбеги типичных хроматических обыгрываний. Тонический взбег, плагальный взбег, затем скат с хроматическими кручениями на доминанте. Этот вихрь восьмых заканчивается новым громким возгласом — ходом в уменьшенный септаккорд седьмой ступени си минора и мгновенным провалом... Слышен горестный каданс с интонациями стонов в си миноре (очень их напоминают стоны в начале финала шестой симфонии Чайковского). Так завершается первый период скерцо, уже содержащий в себе законченный образ страстного, отчаянного порыва и скорбной депрессии.

Начинается новый раздел — Agitato. Это — бурная подготовка репризы первой темы путем секвенций и хроматических блужданий (мрачными акцентами звучат выделяющиеся ноты среднего голоса перед репризой). Повторяются: первый раздел, второй раздел и опять первый раздел. В этих повторениях и сказывается известный схематизм формы, хотя горестный каданс при втором повторении несколько варьирован.

Второй, контрастный элемент скерцо — спокойная мелодия, восходящая своими интонациями к старинной польской рождественской песне „Lulajze, Jezeniu, moja perelko" („Засни, младенец, мое золотко"). Часть эта полна умиротворенной отрады, она подобна взору, обращенному в далекое светлое прошлое. Типичны тут особенности музыки Шопена — стоячие басы, мнимая полифония, перебрасывания мелодии из одного регистра в другой, широкая фактура обертонного натурального звукоряда, фольклорные столкновения функций и т. д.

Но вот уже чувствуется беспокойство и... внезапно исчезают отрадные мечты. Опять звучит резкий вскрик первоначального аккорда скерцо — возвращается бурная и мрачная музыка. Снова в ней дает себя знать некоторый схематизм повторений, но он искупается потрясающей кодой, в которой все как бы рушится и летит в бездну (Применительно к данному скерцо С. Лобачевская справедливо обращает внимание на роль шопеновских код как важнейших кульминаций в его произведениях.). Разбитые трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты h-moll, обыгранные хроматическими тонами, стремительно взбегают к терцквартаккорду второй ступени, который четырежды раздается отчаянным фанфарным призывом. Затем — романтическая катастрофа и, одновременно, новый пример богатства шопеновских субдоминантовых гармоний. За терцквартаккордом второй ступени следует терцквартаккорд второй ступени с повышенными терцией и квинтой (такт 41 от конца скерцо), за ним септаккорд четвертой ступени с повышенным основным тоном, наслоенный на доминанту, — острый драматический диссонанс смятения и ужаса:

Затем после ступенчатого сбега (такты 25-18 от конца) тонического трезвучия, обыгранного тонами ais, cis, eis (как мы видели выше, это — обычное обыгрывание у Шопена), несется вверх хроматическая гамма с акцентами на полуоктавах (Тритонное членение гаммы Шопен блестяще использовал и в конце баллады g-moll (встречное движение октав).), и после автентического каданса скерцо заканчивается плагальным кадансом на тоническом басу.

Скерцо си минор с его интонационной экспрессией, бурным драматизмом, потрясающими контрастами и типичными особенностями формы — крайне яркий и выразительный отблеск переживаний и настроений Шопена после трагической развязки восстания. Замечательно и характерно тут взаимопроникание романтической балладности, с ее сказочно-демоническими образами, и впечатлений общественной реальности. Маняще-умиротворенный образ „рождественской песни" выступает и как заклятие против бесовских наваждений и как мечта о родине в изгнании.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Струнные квартеты Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Скерцо 12.01.2011 в 16:22

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Фридерик Шопен

Год создания

1832

Жанр

фортепианные

Страна

Польша

просмотры: 1526
добавлено: 06.06.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть