Балет Пети «Юноша и смерть»

Le Jeune Homme et la Mort

Ivan Vasiliev and Svetlana Lunkina in Le Jeune Homme et la Mort. © Dave Morgan

Одноактный балет на музыку И. С. Баха.

Сценарист Ж. Кокто, балетмейстер Р. Пети, художник Ж. Вакевич.

Премьера состоялась 25 июня 1946 года в труппе «Балет Елисейских полей», Париж.

Мансарда художника загромождена столом, стульями, железной кроватью, умывальником, гипсовыми слепками, холстами. Все расставлено и разбросано в явном беспорядке. К обшарпанной стене приколот автопортрет Жана Кокто. Посредине комнаты на потолочной перекладине висит веревочная петля. На постели валяется молодой человек в одном трико и с сигаретой в зубах. Он нервно посматривает на часы. Наконец, появляется молодая Девушка в платье с короткими рукавчиками, ее волосы перевязаны легким шарфом. Она дразнит Юношу, не даваясь ему в руки. Он преследует ее по всей мастерской, проделывая при этом сложные балетные движения и акробатические трюки. Она то ускользает, то сама преследует юношу. В этот своеобразный дуэт вовлекаются стулья, стол. Мастерская выглядит разгромленной. Неожиданно Девушка исчезает. Юноша в отчаянии вешается в заранее заготовленной петле.

Стены мастерской исчезают, уступая место парижским крышам. Видна Эйфелева башня и неоновая реклама фирмы «Ситроен». Приходит Смерть в длинном белом платье, в длинных до локтя черных перчатках, в легком капюшоне и с маской на лице. Когда пришедшая снимает маску и надевает ее на умершего, то выясняется, что Смерть лишь другой лик недавней гостьи мансарды. Смерть медленно и торжественно уводит за собой Юношу по крышам Парижа.

* * *

Роль сценариста в балете бывает различной. Вклад Жана Кокто в «Юношу и Смерть» был решающим. На афише премьерного спектакля было указано: «танцы, декорации и костюмы подсказаны хореографу Ролану Пети, декоратору Жоржу Вакевичу и костюмеру Барбаре Карински Жаном Кокто». Полное авторство Кокто на этот балет было даже признано судом в 1958 году. И это не удивительно. Ролану Пети было только 22 года, и он лишь начинал свою великолепную карьеру. А Жан Кокто (1889-1963) находился в расцвете своей славы поэта, драматурга, романиста, художника, киносценариста и кинорежиссера. Он начинал как дерзкий поэт и закончил членом Французской академии (1955). В России известны пьесы Кокто «Трудные родители» и «Человеческий голос», его фильмы «Опасное сходство», «Вечное возвращение» и «Орфей» стали классикой кинематографа. Кокто был тесно связан с «Русским балетом Сергея Дягилева», написав сценарии к балетам «Синий бог» (1912), «Парад» (1917), «Голубой экспресс» (1924) и нарисовав свои, вошедшие в историю, знаменитые афиши. Кокто был одним из организаторов труппы «Балет Елисейских полей», сочинив, помимо «Юноши и Смерть», еще ряд балетных сценариев и создав сценографию к ним.

Ivan Vasiliev in Le Jeune Homme et la Mort. © Dave Morgan

Казалось бы, уж на музыку, использованную в спектакле, Кокто не мог повлиять. Не тут-то было! Балет сочинялся и репетировался Пети на джазовую музыку, в которой звучала тема популярной американской песни «Френки и Джонни». И буквально накануне премьеры Кокто потребовал поменять музыкальную основу балета на «Пассакалью и фугу си минор» Иоганна Себастьяна Баха в обработке Отторино Респиги. О замене хореограф и исполнители узнали в день премьеры.

Кокто позже так пояснял свое решение: «Я знаю и по опыту фильмов, что, неважно какая, возвышенная музыка неожиданно объединяет действия и поступки героев. Оставалось попробовать, сможет ли танец, сочиненный на выбранные хореографом ритмы, обойтись без них и обрести силу в ином музыкальном климате». Кокто добавлял, что нет ничего более чуждого искусству, чем жесты и движения, воспроизводящие ноты. «Контрапункт, обдуманная неуравновешенность, откуда проистекает взаимодействие, не могут проявлять себя, когда равновесие полного согласия порождает инертность. Именно из тонко продуманной неуравновешенности равновесие извлекает свое очарование».

Музыка Баха придала балету значительность, строгая сдержанность непреклонно идущей к кульминации музыки «поясняла» неизбежность суицида юноши. Первому исполнителю главной партии Жану Бабиле роль принесла известность. В дальнейшем роль Юноши привлекала многих, среди них Михаил Барышников (1975, Американский театр балета; исполнение этой партии частично вошло в фильм «Белые ночи»).

Экзистенциализм темы был характерен для атмосферы послевоенного Парижа. Герой тщетно пытается вырваться из гнетущего его одиночества. Только Смерть выводит Юношу из постылой реальности в иные измерения. Смерть — одна из постоянных тем и самого Жана Кокто: «В моей жизни выпадали столь тяжкие времена, что смерть казалось мне желанным избавлением. И я приучился не бояться ее и разглядывать в упор... Смерть, как хамелеон: мы полагаем, что она за тридевять земель, а она тут как тут, везде, даже в самой радости жизни. Она наша молодость. Наша зрелость. Наша любовь».

В 1998 году Франсуа Адре и Ян Брекс (ассистенты Ролана Пети) перенесли балет «Юноша и Смерть» в Мариинский театр. Премьеру танцевали признанные звезды Ульяна Лопаткина и Фарух Рузиматов. В дальнейшем интересные трактовки спектакля показали и Диана Вишнева, Юлия Махалина, Игорь Зеленский и другие. Русские артисты танцевали французский балет пятидесятилетней давности с отчаянием последней юношеской надежды, как равноправный поединок человека и его судьбы.

А. Деген, И. Ступников

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата премьеры

25.06.1946

Жанр

балеты

Страна

Франция

просмотры: 219
добавлено: 19.06.2017



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть