Оперетта Жилинского «В краю голубых озёр»

Zilo ezeru zeme

Арвид Янович Жилинский / Arvids Zilinskis

Оперетта Арвида Жилинского в трёх действиях, пяти картинах.
Пьеса Э. Залите.

Первое представление состоялось 1 мая 1954 года в Риге.

Содержание излагается по русскому переводу Л. Прозоровского.

Действующие лица:

Алесь Баклан, старый белорус-колхозник; Янка, его внук, инженер-механик; Мариля, его внучка, шофер белорусского колхоза «Победа»; Михась Баклан, племянник Алеся, председатель белорусского колхоза «Победа», позже — председатель межколхозной строительной комиссии; Крит Грамзда, старый латыш-колхозник; Зузе, его жена, птичница; Анна, их дочь, председатель латышского колхоза «Ленинский путь»; Гуна, внучка Криша, трактористка, позже — экскаваторщица; Езуп Гундуп, старый латыш-колхозник, сосед Криша; Паулс, техник, латыш; Алдис Лайдынь, шофер колхоза «Ленинский путь»; Петер Силайс, специалист широкого строительного профиля, латыш; Данута, молодая колхозница-литовка; Казимир Березин, инженер с Волго-Дона, позже — начальник строительства межколхозной электростанции; Ионас Кублицкас, председатель литовского колхоза «Новый берег»; Антанас, молодой литовец; белорусские, латышские и литовские колхозники и колхозницы, строители, молодежь, комсомольцы и комсомолки, пионеры.

Действие происходит в 1953 году на границе Белоруссии, Литвы и Латвии.

После победного окончания Великой Отечественной войны народы наших западных республик стали залечивать свои раны и одновременно строить новую жизнь, устанавливать новые взаимоотношения. Это был трудный процесс: ведь за плечами у литовских, латышских и западнобелорусских крестьян не было того опыта социалистического строительства, нового отношения к труду, к своим инонациональным братьям, который накопился в России, в тех республиках, которые освободились от капиталистического гнета после Великой Октябрьской социалистической революции.

О первых опытах совместного свободного труда колхозников разных республик, о преодолении национальной обособленности, взаимного недоверия и рассказывает музыкальная комедия Жилинского, написанная «по свежим следам», в те годы, когда происходил этот процесс. «В краю голубых озер» — комедия с музыкой. Музыкальная драматургия не становится в ней определяющей, но многочисленные музыкальные номера — песни, хоры, танцы — оттеняют действие, углубляют характеристики героев пьесы, придают комедии национальную окраску.

Первое действие

Первая картина. Старая мельница на речке между двумя озерами. Белорусские колхозники ожидают гостей — соседей из Латвии и Литвы. Задушевно звучит их песня «Край родной мой, любимый». А вот и гости. Радостно встречают их белорусы, ведут к себе. У мельницы остаются лишь старики — Криш, который издавна любит поудить рыбу на этом месте, и Алесь. Они обсуждают колхозные дела: шутка ли, колхозы трех разных республик затеяли строить общую электростанцию. Вряд ли из этого что-нибудь получится — всяк в свою сторону станет тянуть, как лебедь, рак и щука! Появляется еще один рыбак, сосед и старинный враг Криша Езуп Гундуп. Между ними сразу начинается перебранка (дуэт «Ах ты, шельма, ах ты, трутень»).

К старой мельнице приходят Зузе, Анна и Гуна. Рыбаки, ворча, собирают снасти: разве можно удить, когда женщины так шумят! Анна вспоминает своего любимого, литовца Казиса. Отец прогнал его, запретил и думать о своей дочери нищему литовскому батраку. И Казне пропал. А здесь, на этом самом месте, нашли его пиджак... Ария Анны «Вдаль уходят дни за днями» задумчива и грустна.

Анну разыскивает Михась. Он любит ее, но Анна полна думами о Казисе. Лишь одно слышит Михась в утешение: если Анна когда-нибудь решится выйти замуж, то ее мужем станет он, Михась.

Данута признается Гуне, что влюблена в латыша Петера. Ее песня «Вся жизнь светлее солнца света» спокойна и ясна. Появляются другие девушки, начинается веселье, смех. Девушки подшучивают над молодым шофером Алдисом — пустым щеголем, который думает только о модных тряпках и мечтает жить в Риге. Сцена Алдиса и молодых колхозниц полна юмора.

Из Минска вернулся Янка Баклан с хорошей новостью: проект электростанции утвержден. Она будет здесь, на белорусской земле. Радостно звучит песня строителей «Встанем теснее».

Вторая картина. Часть строительной площадки на том месте, где раньше была мельница. Сделано уже довольно много. Видны недавно построенные общежитие строителей, контора. Группа рабочих готовится к очередной смене. Вновь звучит песня «Встанем теснее». Криш до сих пор не верит, что электростанция будет построена. Но Михась уверен в этом. Правда, ему очень трудно: опыта такой работы у него совсем нет, да и Янка еще совсем молодой инженер. Вот сейчас, во время разговора с Кришем, Михась трижды не глядя подписывает Алдису накладные в получении досок и цемента. А шофер отвозит стройматериалы не сюда, а в сарай Криша, объяснив старику, что это временно, что он хочет сэкономить их для общего дела.

Между строителями возникает спор: оказывается, досок не хватает. Алдис обвиняет в этом начальство — не надо было назначать белоруса! Латыши и литовцы требуют сместить Баклана. В разгар спора появляется Березин. Он приехал с Волго-Дона помочь межреспубликанской стройке. Собравшимся вокруг строителям он рассказывает старинное предание: говорят, это озеро возникло из слез людских. А теперь оно должно помочь им в строительстве новой светлой жизни, в укреплении дружбы трех народов. Заинтересованные строители спрашивают, к какому же народу принадлежит сам Березин, и в ответ слышат: к четырем — русскому, белорусскому, литовскому и латышскому...

Алдис тщетно ухаживает за Гуной. Оказывает ей внимание и Петер, тот самый, которого с первого взгляда полюбила Данута. Песня Петера «Ее одну лишь вижу я в мечтаньях» ласкова и задумчива. Друзья Петера просят Янку как комсорга стройки поговорить с Гуной: нельзя же, чтобы парень мучился. И работа от этого страдает! Янка пишет Гуне записку — они должны встретиться и поговорить о важном деле.

Вечером на берегу озера встречаются Янка и Гуна. Девушка с радостью пришла на свидание: ведь она любит Янку. Молодой инженер повторяет ей нежные слова Петера. Гуна счастлива. Увлеченно, с жаром звучит ее голос. Ей не приходит в голову, что молодой инженер говорит за другого. Но... она слышит имя — Петер! Так это о его любви шла речь... Заплакав, девушка убегает. Янка с восхищением смотрит ей вслед. В нем тоже зародилась любовь.

Второе действие

Третья картина. Та же строительная площадка. Звучит хор строителей «Тянем дружбы мы провода». Все хвалят Езупа, который работает каменщиком, да так, что в газете даже поместили его портрет. Березин озабочен: достроить плотину до осени не удастся. Идут ливни, вода поднимается. Все может окончиться очень плохо. И нет досок, хотя по расчетам доски должны еще остаться. Михась возмущен, что Березин вмешивается в дела строительства, но ему осторожно объясняют: был разговор в райкоме о том, что начальником строительства нужно назначить Березина. Ошеломленный Михась уходит.

Над озером разносится молодежная «Песня о звездах». Михась встречает Анну, она утешает его. Дуэт «Как ветка ивы» — лирический, романсового склада. Анна появилась на стройке после долгого перерыва. Она была тяжело больна. И сейчас, приехав по делам с колхозниками, спешит домой. Только перед уходом надевает Гуне на шею ожерелье — подарок Казиса перед разлукой.

Петер разыскивает Гуну, а встречает Дануту. Обаятельно звучит грустная песня девушки о руте. Молодые люди разговаривают, и Петер пленяется Данутой. Растерянный, он уходит, а с другой стороны появляется Гуна. Подруги поют песенку о глупом сердце — ведь у обеих оно болит...

Криш интересуется, что происходит у этой новой «вавилонской башни». Алдис с готовностью разъясняет: белорусский инженер интересуется его внучкой. Криш возмущен: Гуна выйдет замуж только за латыша! Алдис тут же предлагает свою кандидатуру. Жених он завидный — собирается «Победу» покупать. На недоуменный вопрос Криша, неужели у него такая большая зарплата, Алдис отвечает насмешливой песней «Тот, право, шляпа и дурак», в которой беззастенчиво излагает свои принципы.

Радостно взволнованная Гуна, понявшая, что Янка к ней неравнодушен, поет под звучащий издалека вальс «Не грустно мне так, как прежде». Ее видит Березин. Он узнает ожерелье, которое когда-то подарил любимой... На его расспросы девушка отвечает, что ожерелье получила сегодня от тети Анны, которая до сих пор верна памяти своего любимого. Березин счастлив. Ведь ему много лет назад сообщили, что Анна забыла его и вышла за другого, поэтому он и не разыскивал ее. Он поет широкое, наполненное искренним чувством ариозо «Я вновь воскрес».

Веселится молодежь. Звучат танцы, песни. В разгар веселья раздается крик: «Плотину прорвало!» Все бегут на место аварии. Криш просит Алдиса ехать за досками, спрятанными у него во дворе, но шофер угрожает старику: пусть только он заикнется кому-нибудь об этих досках, Алдис тут же докажет, что Криш их украл! Оркестровая картина бури завершает действие.

Третье действие

Четвёртая картина. У домика стариков Грамзда. Не может найти себе покоя Криш. Его мучает совесть. Зуза, мечтая о том времени, когда в доме и на птицеферме будет электричество, вспоминает прошлое. Безыскусственна ее песня «Еле теплится лучина» с аккомпанементом, напоминающим жужжание прялки.

Из сада с большим букетом поднимается на веранду Анна. Она очень слаба после недавно перенесенной болезни и нового потрясения: вчера на стройке ей послышался голос Казиса! Наверное, ей просто почудилось. Что-то последнее время она все думает о нем. Об этом — ее песня «Вновь я тебя почему-то».

С работы возвращается Гуна. Она говорит тетке, что ею интересуется Березин. Сейчас он придет. Хозяева в растерянности хлопочут, но не успевают они приготовить все, как гость на пороге. В нем узнают Казиса. Дуэт Анны и Березина «Твои густые пряди поседели» задумчив и ласков.

Пятая картина. Просцениум. День пуска электростанции. Проходят гости, вдалеке звучит музыка. Петер и Данута объясняются в любви. Анна рассказывает Михасю о последних событиях, о том, что Казне нашелся.

Поднимается занавес. Праздничная площадь. Березин перерезает ленточку у входа в электростанцию и поздравляет собравшихся. А потом колхозники поздравляют женихов и невест — Петера и Дануту, Березина и Анну, Гуну и Янку. После минутной растерянности Криш объявляет: теперь в его доме — Организация Объединенных Наций, в латышскую семью пришли родственники — белорус и литовец!

Все весело пляшут белорусский танец. Алдис пытается спекулировать на прежних чувствах Криша: он еще не потерял надежды на Гуну. Но разоблачившие его колхозники увозят проворовавшегося шофера на мусорной тачке. Насмешливо звучит вальс «"Победа" есть, просим, просим!»

Езуп наконец мирится с Кришем. Начинается танец стариков, который переходит в общий вальс дружбы. Песней о дружбе народов, о светлом общем их пути заканчивается спектакль.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Арвид Жилинский

Дата премьеры

01.05.1954

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

СССР

просмотры: 1104
добавлено: 08.08.2016



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть