Шопен. Фортепианные концерты

Piano Concertos

Композитор
Год создания
1830
Жанр
Страна
Польша
Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

Известный рубеж в творческом формировании Шопена намеча­ется в 1828 году, когда его музыкальные впечатления впервые вы­ходят за рамки художественной жизни Варшавы и соприкасают­ся с «большим» музыкальным миром.

В 1828 году Гуммель, один из крупнейших пианистов своего поколения, получивший в свое время прозвище «Наполеона фортепиано», дал в Варшаве цикл концертов. Исполнительство Гуммеля (бывшего ученика Моцарта) произвело на Шопена сильнейшее впечатление и своей блестящей виртуозностью, и импровизационными чертами, и тончайшей отшлифованностью стиля. Следы его влия­ний на шопеновский фортепианный стиль очевидны. Так, напри­мер, столь характерный на наш слух шопеновский прием противо­поставления ажурной, хроматизированной, «воздушной» линии в правой руке прочному фундаменту диатонических арпеджио в ле­вой явно восходит к фактуре концертов Гуммеля:

В этом же году Шопен впервые выехал за границу. Во время двухнедельного пребывания в Берлине он познакомился с рядом значительных произведений классической музыки, в том числе с хоровой одой Генделя.

Событием огромного значения для Шопена явились концерты Паганини в Варшаве в 1829 году, повлиявшие на его собственные фортепианные этюды.

И, наконец, летом этого же года, совпавшим с блестящим окончанием Главной школы музыки, Шопен посетил Вену, где выступил в двух концертах, исполнив свои произведения. Наиболее важным результатом этой поездки был не столько успех в венских музыкальных кругах, сумевших оценить и свежесть национального коло­рита шопеновских произведений, и их оригинальный пианистиче­ский стиль, сколько ясно осознанная композитором необходимость раздвинуть поле своей деятельности за пределы Варшавы и про­двинуться к центру музыкальных событий современности.

Произведения, созданные Шопеном между 1829 и 1831 годами, образуют вершину его первого творческого периода. Это — два концерта (f-moll и e-moll), «Двенадцать этюдов» op. 10, «Большой блестящий полонез» Es-dur op. 22 (к которому позднее, в 1834 году, композитор присочинил в качестве развернутой вступительной ча­сти Andante spianato) и другие. Из концертных произведений первого творческого периода Шопена (так называемого «варшав­ского») только эти и удержались в современном репертуаре. И хо­тя по ряду признаков их нельзя отнести к творчеству Шопена по­следующего периода, совпавшего с полным расцветом и зрелостью композитора, тем не менее художественные достоинства и ясно вы­раженные черты сложившегося самостоятельного стиля выделяют их на фоне всего созданного Шопеном дотоле. Они как бы образу­ют рубеж между варшавским и зрелым периодами его творчества.

Остановимся вкратце на двух фортепианных концертах — f-moll op. 21 (1829) и e-moll op. 11 (1830), которые в известном смысле типизируют высшие достижения Шопена варшавского пе­риода. В этих произведениях композитор как бы исчерпал свой ин­терес к жанру концерта, так как ни разу более к нему не возвра­щался на протяжении всего остального творческого пути.

Усматривая в этом жанре идеальное средство для выявления виртуозно-эстрадных свойств пианизма, он акцентировал в своей музыке именно эту сторону концертных традиций. Трактовка оркестровой партии показывает, что автор оставался совершенно равнодушен к ее возможностям. Он игнорирует те традиции симфонизации концерта, которые были впервые намечены в творчестве Фи­липпа Эммануила Баха и получили развитие у зрелого Моцарта, Бетховена, а позднее у Шумана и Брамса. В творчестве этих композиторов «концертность» основывается на принципе диалога меж­ду оркестром и солистом и на равноправном участии каждой пар­тии в развитии художественного образа. Шопен же шел по друго­му пути, начатому Иоганном Христианом Бахом и продолженному молодым Моцартом; Гуммелем, Калькбреннером, Филдом, Мошелесом и другими композиторами виртуозно-эстрадного стиля. У Шопена оркестр не участвует в развитии тематического материала, не стремится соперничать по своей значимости с партией солиста, а играет лишь роль общего фона: обеспечивает необходимую гар­моническую поддержку солирующей партии и ограничивается эпизодическими перекличками с ней. Оркестровка нейтральная, не позволяющая догадываться о богатстве темброво-колористического мышления композитора.

И все же оба концерта живут в нашем современном концертном репертуаре. Их юношеская поэтичность, пленительная мелодическая красота, блестящая пианистическая техника — все это смягчает недостаточную органичность формы. Интересный гармо­нический стиль, предвосхищающий тонкость и красочность письма зрелого Шопена, придает концертам особенное обаяние. Подлинным вдохновением проникнуты их средние части, по существу являющиеся ноктюрнами. Финальные же рондо значительно возвышаются над своим «гуммелевским» прототипом благодаря введению польских народных танцевальных элементов, с их энергичностью, свежестью, простотой.

В. Конен

реклама

Словарные статьи

Концерт 12.01.2011 в 19:42

рекомендуем

смотрите также

Реклама