Опера Верди «Оберто, граф Сан-Бонифачо»

Oberto, Conte di San Bonifacio

Джузеппе Верди / Giuseppe Verdi

Опера в двух действиях Джузеппе Верди; либретто А. Пьяццы и Т. Солеры.
Первая постановка: Милан, театр Ла Скала, 17 ноября 1839 года.

Главные действующие лица:

Куница (меццо-сопрано), Риккардо (тенор), Оберто (бас), Леонора (сопрано).

Действие происходит в Бассано в 1228 году.

Действие первое

Замок Бассано, принадлежащий герцогу Эдзелино. Рыцари и горожане славят правителя Вероны, графа Рикардо Скалигера, который собирается жениться на сестре герцога - принцессе Кунице. Этот брак должен укрепить могущество Вероны и положить конец междоусобным войнам. Рикардо восхваляет достоинства Куницы и свою дружбу с Эдзелино. Народ расходится. Появляется Леонора, дочь изгнанного графа Оберто ди Сан-Банифачио. Предстоящая свадьба не радует девушку: когда-то она была любима молодым графом, но теперь он оставил ее. Леонора клянется отомстить изменившему ей любовнику. Появляется Оберто, который тайно возвращается из Мантуи, где он находился в изгнании. Узнав о бесчестии дочери, он решил наказать обидчика. Неожиданно старый граф сталкивается со своей дочерью. Оберто обрушивает свой гнев на несчастную, но, видя отчаяние Леоноры, смягчается. Он решает вызвать Скалигера на дуэль. Отец и дочь, полные решимости, направляются в замок.

Свадебный зал во дворце Бассано. Гости превозносят добродетели молодой принцессы, но та невесела. Куницу терзает горестное предчувствие. Рикардо пытается успокоить невесту и клянется в верности и любви. Входит Леонора и, чуть позже, пробравшийся в замок Оберто. Принцесса возмущена, увидев перед собой смертельного врага ее брата и жениха. Леонора объясняет Кунице причину своего появления: Рикардо под чужим именем соблазнил ее, обещав жениться, но слова своего не сдержал. Скалигер не отрицает, что любил графиню, но он в свою очередь обвиняет ее в измене. Взбешенный Оберто вызывает Рикардо на дуэль. Молодой граф отказывается сражаться со стариком...

Действие второе

Куница одна. Счастье, казавшееся таким близким, потеряно навсегда. Ей жаль и Леонору. Принцесса решает заставить Рикардо жениться на девушке. Во дворе замка собрались рыцари. Они отговаривают старого Оберто от дуэли, ведь герцог Эдзелино восстановил его в правах и вернул земли. Однако граф непреклонен - он обвиняет в подлости и трусости весь род Скалигеров. Рикардо вынужден обнажить меч. Куница успевает приостановить поединок. Принцесса предлагает Скалигеру взять в жены графиню ди Сан-Банифачио. Рикардо согласен, но Оберто вновь оскорбляет его и погибает, сраженный Скалигером на поединке. Куница пытается успокоить несчастную Леонору. Рикардо, мучимый раскаянием, решает покинуть страну, оставив Леоноре свое состояние. Но девушка, не в силах пережить трагедии, уходит в монастырь.

Джузеппе Верди в 1840-х годах

День 17 ноября 1839 года стал знаменательной датой в истории итальянского музыкального театра. В этот день в Ла Скала состоялась премьера оперы «Оберто, граф ди Сан-Банифачио» неизвестного молодого композитора Джузеппе Верди. Успех был столь значителен, что партитуру приобрело издательство Рикорди за 1600 итальянских лир, впоследствии получившее огромные прибыли и мировую известность, благодаря изданию клавиров и партитур гениального композитора. Половину гонорара Верди отдает Бортоломео Мерелли — импрессарио театра «Ла Скала», чью помощь в период становления музыкальной карьеры композитора трудно переоценить.

Потерпев неудачу с постановкой в Парме в 1837 году оперы «Рочестер», либретто которой написал Пьяцца, Верди переработал ее. В новом виде опера стала называться «Оберто, граф ди Сан-Банифачио». Для исполнения произведения вне абонемента с новым составом певцов, композитор внес некоторые изменения, написав, по совету Мерелли, квартет во II действии. Автором новых стихов был Фемистокл Солера - сын карбонария, композитор, либреттист, в союзе с которым были созданы впоследствии оперы «Навуходоносор», «Ломбардцы», «Жанна д'Арк» и «Аттила».

Либретто «Оберто», хотя и имело уязвимые стороны (не все поступки героев достаточно мотивированы), в целом было довольно удачным, но, что особенно важно, оно заключало в себе яркие драматические сцены, столь необходимые драматическому таланту Верди.

В «Оберто» композитор уже намечает пути, по которым пойдет дальше. Ряд ситуаций из этой ранней оперы получит развитие в «Риголетто», а дуэт Оберто и Леоноры, где обезумевший от горя отец угрожает молодому графу страшной местью за бесчестие своей дочери, прямо предвосхищает аналогичный дуэт из знаменитой оперы. Верди сохраняет и соотношение голосов: отец и дочь - баритон-сопрано (партия Оберто исполняется высоким басом или баритоном), граф - тенор. Обозначено в «Оберто» и противопоставление двух женских образов: Леонора — сопрано и Куница — меццо-сопрано — соперницы, влюбленные в графа Скалигера. И если здесь соперничество благородное, то позднее в «Набукко» — это противопоставление женских голосов будет связано с конфликтом между ними. В итальянских операх, как правило, партия меццо-сопрано была менее значительна, чем партия сопрано, и меццо-сопрано поручались в основном роли наперсниц. Доницетти в «Фаворитке» нарушает традицию, поручив партию Леоноры меццо-сопрано, однако, эта опера была поставлена только в 1840 году!

Партия баритона по сравнению с партией тенора также была менее масштабна, несмотря на то, что в некоторых случаях ее положение значительно. Чаще всего баритону отводилась роль неудачного претендента на сердце, которое уже отдано тенору. Не являются исключением из этого правила и многие оперы самого Верди ("Эрнани", "Разбойники", "Альзира", "Трубадур" и т.д.). Вместе с тем, главные партии, порученные баритону, в «Оберто», «Набукко», «Макбете», «Риголетто», «Симоне Бокканегре», басу в «Аттиле» являются следствием стремления постепенно уравнять в правах все голоса, не разделяя их на основные и второстепенные.

В «Оберто» Верди во многом следует традиции. Опера имеет двухактную структуру, которая повторится только в «Станиславе» («Альзира» состоит из двух действий и пролога), а у Россини, Беллини, Доницетти и Мейербера (в его итальянских операх) встречается довольно часто. Это касается и оперных форм. Арии, как правило, состоят из двух контрастных частей и дают певцу превосходную возможность продемонстрировать свое искусство и в певучем ариозо, и в стремительной кабалетте. Ансамбли появляются в ключевых сценах драмы, чаще в финале акта. Хору обычно отводится пассивная роль, за исключением тех опер, в которых сюжет предполагает развернутые массовые сцены. Необходимо заметить, что само по себе использование традиционных оперных приемов не является отрицательным фактором при оценке того или иного произведения. Каждый композитор наполняет каноны жанра своим содержанием, благодаря чему они нередко воспринимаются по-новому. Изменение формы должно быть продиктовано конкретным художественным замыслом. Истории известны многие изобретательные композиторы, чьи имена тем не менее не выдержали испытания временем.

Верди претворяет и достижения современной оперы. Он вводит в "Оберто" темы-реминисценции, придающие всей композиции стройность и монолитность. Повторения темы, связанной с каким-нибудь персонажем или событием, в драматургически важный момент очень впечатляющи, и композиторы охотно их применяли: Доницетти в «Лючии» (сцена безумия Лючии, где дважды проходит тема из любовного дуэта Лючии и Эдгара), Беллини в «Пуританах» (обезумевшей Эльвире слышится голос Артура), Мейербер в «Роберте-Дьяволе» (баллада Рембо) и «Гугенотах» (протестантский хорал). Верди прекрасно осознавал, сколь много можно извлечь, используя и развивая этот прием. Увертюра «Оберто», обозначенная как sinfonia, строится на нескольких темах, затем звучащих в опере. Первая (D-dur) использована в качестве темы хора гостей из первого действия, вторая (А-dur) будет предварять выход Оберто во II действии (она предвосхищает мелодию дуэта Форресто и Одабелы в опере «Аттила»). И, наконец, третья тема (D-dur) - тема хора, сопровождающего каватину Риккардо Скалигера из I действия. Мелодия из любовного дуэта Рикардо и Куницы (II действие) прозвучит во вступлении к арии принцессы из II действия, как напоминание ей о былом счастье.

Структура оперы номерная (19 номеров). Самые динамичные сцены — финалы обоих актов, в которых действие развивается стремительно. В опере нет ничего лишнего. Главные действующие лица имеют только по одной арии, что в операх того времени встречалось нечасто. Лишь Рикардо и Леонора имеют по две сольные характеристики.

Финальная сцена Леоноры заставляет вспомнить соответствующие разделы опер Доницетти «Анна Болейн», «Мария Стюарт» и «Беатриче ди Тенда» Беллини. Итальянские композиторы уделяли женским персонажам значительное внимание. Практически в каждой опере знаменитая певица могла блеснуть вокальным мастерством, особенно если в ней есть сцена безумия или сомнамбулизма. Если героиню ожидала казнь («Анна Болейн», «Мария Стюарт», «Беатриче ди Тенда»), тогда ей полагалась большая финальная сцена. Именно эту традицию поддержал Верди в заключительной сцене "Оберто".

Важное звено в драматургии итальянских опер - большой ансамбль, иногда с хором, в кульминационных точках развития сюжета. Ярким примером является секстет из "Лючии" Доницетти — появление Эдгара в замке у Астонов спустя мгновение после того, как Лючия подписала брачный контракт. Возникает ансамбль оцепенения, во время которого каждый персонаж выражает свое отношение к происходящему. В «Оберто» два таких ансамбля - финал первого акта - появление старого графа во дворце Рикардо в день его свадьбы и обвинение Скалигера в бесчестии и коварстве; и квартет во втором акте перед дуэлью, который Верди считал одним из лучших номеров.

Начиная с «Оберто», Верди открывает ряд опер двухчастной арией тенора (главного героя) с хором (его сторонников). Одна из частей посвящается воспоминаниям о возлюбленной, другая связана с героической стороной его облика. Так начинаются оперы «Эрнани» (ария Эрнани), «Разбойники» (ария Карла), «Корсар» (ария Коррадо).

К лучшим номерам «Оберто» принадлежат дуэт Оберто и Леоноры, два финальных ансамбля первого и второго актов, особенно впечатляет квартет своей стремительностью, динамичностью. Чутко передано душевное состояние Рикардо в романсе из второго действия. Верди использует приемы лирико-драматической характеристики — секундовые опевания квинтового тона, членения коротких фраз паузами, передающими возбуждение, сочетание секундовых интонаций с секстовыми взлетами.

Одной из важных сторон ранней оперы явилась ее стилистическая ровность. И хотя отдельные эпизоды заставляют вспомнить Доницетти и особенно Беллини (ария Куницы, финальная ария Леоноры), везде ощущается дух будущего автора «Аиды» и «Отелло», слышны интонации последующих за «Оберто» произведений композитора.

Недостатки оперы связаны в основном с отсутствием у молодого композитора практического опыта. "Оберто" недоставало того, чем Верди будет славен впоследствии - умения постепенно наращивать драматическое напряжение от сцены к сцене. Яркие драматические эпизоды (дуэт Леоноры и графа и т.д.) слабо гармонируют с целым.

Широко использован принцип контрастных сопоставлений как на уровне сцен (сцена и ария Рикардо и сразу за ней сцена и ария Леоноры), так и внутри них (появление графа на свадебном торжестве), который Верди мог почерпнуть у таких мастеров в создании эффектных сцен, как Доницетти и Мейербер. Однако на этом раннем этапе его контрасты слишком механические, им не хватает психологической подготовки, которая сообщила бы им не только внешнюю театральность, но и внутреннюю глубину.

Было бы несправедливо упрекать молодого композитора за то, что другим не удавалось сделать и в более почтенном возрасте. Для оперы-первенца «Оберто» обладал массой достоинств и идей, развивая и реализуя которые Верди нашел свой путь.

А. Платонов

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Джузеппе Верди

Дата премьеры

17.11.1839

Жанр

оперы

Страна

Италия

Автор

Артур Платонов

просмотры: 7023
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть