Альбер Руссель. Радиофоническая поэма «Эльпенор»

Композитор
Год создания
1937
Жанр
Страна
Франция
Альбер Руссель / Albert Roussel

«Эльпенор» (фр. Elpénor), Op. 59 — радиофоническая поэма для флейты и струнного квартета французского композитора Альбера Русселя (1937).

Одним из последних сочинений французского композитора Альбера Русселя стало необычное произведение – радиофоническая поэма «Эльпенор». Почему это сочинение называется «радиофоническим»? Дело в том, что создавалось оно для радиоспектакля, а впоследствии стало исполняться отдельно… Подобное не раз происходило с музыкой, написанной к театральным постановкам, и такая история не кажется чем-то из ряда вон выходящим, как и то, что композитору не суждено было дожить до первого исполнения своего сочинения – оно впервые прозвучало только по прошествии десяти лет после его кончины. И все же история рождения «Эльпенора» представляется необыкновенной и даже таинственной.

В последние годы жизни Альбер Руссель сотрудничал с бельгийским писателем, музыковедом и музыкальным критиком Жозефом Ветерингом. Он написал либретто балета с участием хора «Эней», а также оперы, повествующей о Карле Смелом – последнем герцоге Бургундском из династии Валуа, чья трагическая судьба глубоко трогала композитора (эту оперу Руссель не завершил). Не кажется удивительным, что писатель и композитор написали в соавторстве еще одно произведение.

Кто такой Эльпенеор, чьим именем оно названо? Это персонаж гомеровского эпоса, член команды Одиссея – самый молодой из его спутников, и одновременно самый слабый и глупый. Вместе с Одиссеем он попал на остров Цирцеи, где погиб самым бесславным и нелепым образом – уснул на крыше дворца, во сне упал и сломал шею. Позднее, оказавшись в царстве Аида, Одиссей в числе прочих духов встречает там Эльпенора – несчастный умоляет совершить погребальный обряд над его останками и установить на вершине могильного холма весло, принадлежавшее ему. Все это, разумеется, очень интересно, но… для восприятия радиофонической поэмы Альбера Русселя совершенно не обязательно знать печальную историю этого мифологического персонажа – сочиняя музыку, композитор совершенно не имел ее в виду и даже не задумывался о ней.

Инициатором создания произведения был не драматург, а композитор. При этом он не предлагал Ветерингу никакого конкретного сюжета и даже не делал никаких намеков относительно того, какой сюжет он хотел бы использовать – нет, Руссель предоставил Ветерингу готовые музыкальные фрагменты, заявив: «Итак, мы снова будем работать вместе, вы напишете текст для этой музыки». Композитор упоминал об этом произведении как о «ряде пьес для флейты, литавр и струнного квартета» – однако литавры в партитуре отсутствуют (возможно, таков был первоначальный замысел, от которого автор в конечном итоге отказался).

Четыре пьесы для флейты и струнного квартета, которые Руссель предложил драматургу, находятся полностью в русле того стиля, которым отмечен последний период творчества композитора. В них проступают черты неоклассицизма с его ясностью, четкостью формы и фактуры. При этом Руссель все же остается авангардным композитором, не чуждым ни полимодальности, ни политональности. Четыре пьесы – Prelude. Lent-Tres anime, Modere, Lent, Tres anime – звучат в общей сложности всего около восьми минут, но за это время композитор успевает сказать многое, здесь есть и созерцательная лирика, и изящная танцевальность. В целом произведению присуща некоторая идилличность – в нем нет ни драматизма, ни трагедийности. Такова музыка, которую Альбер Руссель передал соавтору незадолго до своей смерти.

А что же Ветеринг? Писателю потребовалось около десяти лет, чтобы выполнить просьбу композитора – и, наконец, пьеса «Эльпенор, или Флейта Цирцеи» была написана. Получасовая радиопостановка впервые прозвучала в 1947 г. Ныне пьеса почти забыта – но музыка Русселя продолжает исполняться в концертных программах.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама