Сарсуэла (испан. ;zarzuela;) — испанская разновидность музыкально-сценического представления, близкая оперетте. Музыкальные номера в сарсуэле, хоровые или сольные, чередуются с разговорными диалогами и танцами.
Своё название С. получила от имени придв. загородного замка «Zarzuela», где в нач. 17 в. происходили постановки первых С. Исполнение С. обычно приурочивалось к.-л. праздничным событиям: свадьбе, рождению, коронации и др., поэтому первоначально эти спектакли назывались «Праздниками Сарсуэлы» («Fiestas de Zarzuela»); для них избирались мифология, или героич. сюжеты, а постановки отличались особой пышностью. Большое влияние на развитие С. оказали эклоги X. дель Энсино — муз.-драм. представления лирич. характера, широко известные в кон. 15 — 1-й пол. 16 вв. Образцы первых С. (наиболее ранний среди них — пьеса Лопе де Вега «Лес без любви» — «La selva sin amor», 1629) дошли до нас только как лит. произв.; их музыка, так же как имена композиторов, остались неизвестными. Первая С., в к-рой сохранилась и музыка, — «Одним лишь взором ревность убивает» («Celos aun del aire matan», 1660) — принадлежит X. Идальго (либр. П. Кальдерона); музыка Идальго свободна от влияний итал. и франц. оперы. В ней ощутима связь с популярными испан. романсами и балладами; преобладает монодич. склад, исключение составляют краткие, большей частью 4-гол. хоры. Мелодия, как правило, подчиняется силлабич. принципу; преобладает гаммообразное движение, лишь иногда усложнённое хроматизмами или украшенное мелизмами. В сарсуэлах Идальго есть речитативы с аккордовым сопровождением. Не вполне ясен вопрос об инструментовке С. В партитуре одной из С. (к-рая была найдена только в 1933 испан. исследователем X. Субирой), кроме вок. партий, выписан лишь инстр. бас. Известно, однако, что испан. театр. оркестр того времени обычно состоял из арф, скрипок и гитар; Корол. капелла, кроме того, располагала нек-рыми дух. инструментами: фаготами, chirimia (примитивная разновидность кларнета) и трубами. Среди др. авторов музыки С. 17–18 вв. — С. Дурон, А. Литерес, Р. де Ита, а также итальянцы, работавшие в Испании, — Г. Брунетти и Л. Боккерини.
В 18 в. С., вытесненная итал. оперой, переживала период упадка; в 19 в. началось возрождение жанра. В 1856 в Мадриде был открыт специальный театр (действующий поныне) для постановок С., вслед за к-рым возникло множество других. Однако жанр С. в 19 в. претерпел значит. изменения. Из аристократич. спектакля, служившего для развлечения корол. двора, она, переняв мн. черты расцветшей в 18 в. тонадильи, превратилась в демократич. жанр, в к-ром широко используются испан. нар. мелодии и танцы. В 19 в. развитие С. протекало в двух направлениях: большая С. (zarzuela grande) в 2 и более актах и малая (gйnero chico) одноактная, обладавшая чертами водевиля. Одним из первых композиторов, обратившихся в это время к С., был Ф. Барбьери, автор 77 С, среди к-рых наиболее известны «Хлеб и быки» («Pan y toros», 1864) и «Цирюльник из Лавапьеса» («El barberillo de Lavapies», 1874). В сарсуэлах Барбьери оживают романтич. фигуры и пейзажи старого Мадрида в духе нек-рых полотен Ф. Гойи. Не меньшей популярностью пользовались сарсуэлы Э. Арриеты-и-Корера («Marina», 1871). Музыка излюбленных С., таких как «La gran via» (название главной улицы в Мадриде, 1886) Ф. Чуэки, была известна самым широким слоям населения. Большой известности достигли сарсуэлы Т. Бретона «Празднество голубки» («La verbena de la paloma», 1894), «Любовник из Теруэля» («Los amantes de Teruel», 1889) и «Раскаяние» («La dolores», 1895), к-рые исполнялись во мн. испаноязычных странах, в частности в Аргентине. С ним соперничает Р. Чапи-и-Лорете, создавший 155 С., в т. ч. знаменитую «Непокорённую» («Revoltosa», 1897), о к-рой К. Сен-Санс писал, что сам Ж. Бизе был бы горд поставить подпись под этим произведением. К жанру С. обращался также И. Альбенис, создавший в 1894 С. «Св. Антоний Флоридский» («San Antonio de la Florida»); 220 С. принадлежит M. Фернандесу Кабальеро.
В 20 в. С. продолжает оставаться жанром, привлекательным как для композиторов, так и для слушателей. Двумя С. дебютировал выдающийся испан. комн. М. де Фалья. Свыше 140 С. принадлежит А. Вивесу; из них наиболее популярны «Цыгане» («Los bohemios», 1920) и «Донья Франсискита» («Dona Francisquita», 1923). Среди шедевров жанра, созданных в 20 в., — «Букет роз» («La del manojo de rosas», 1934) П. Соросабаля и «Ветряная мельница» («Molinos de viento») П. Лунаса. С нач. 17 в. до сер. 20 в. было поставлено ок. 15 000 С.
Литература: Hernando R., Prуlogo de la zarzuela, «Colegialas y soladados», Madrid, 1849; Soriano Fuertes M., Historie de la mъsica espaсola, v. 1–4, Madrid — Barcelona, 1855- 1859; Redrell P., Teatro lнrico-espaсol anterior al siglo XIX, v. 1–5, La Coruсa, 1897–98; Cotarelo y Mori E., Historia de la zarzuela, Madrid, 1934; Ursprung О., «Celos aun del tire matan», в кн.: Festschrift A. Schering, В., 1937; Chase G., The music of Spain, N. Y., (1941), (1959); Subira J., Historia de la mъsica teatral en Espaсa, Barcelona, 1945; Miсoz M., Historia de la zarzuela y del gйnero chico, Madrid, 1945; Mindlin R., Die Zarzuela, (Z., 1965); Rahlen K., Aus der Geschichte von Spaniens Oper und Zarzuela, «ЦMz», 1975, Jahrg. 30, No 4.
Т. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.