Мугам

Мугам

1) Общее название ладов азербайджанской музыки. В прошлом этих ладов насчитывали много, в 20 в. известно семь осн. ладов.

Каждый из них имеет особое название: «Раст», «Шур», «Сегях», «Чаргях», «Баяти-шираз», «Хумаюн» и «Шуштер». Все лады строятся из пяти различных по структуре тетрахордов, соединяемых определ. способом.

При слитном соединении, когда верхний звук данного тетрахорда совпадает с нижним звуком расположенного выше, образуются т.н. квартовые лады.

При раздельном, или смежном, соединении, когда более высокий тетрахорд начинается со ступени, следующей за последней ступенью данного, образуются т.н. квинтовые лады.

При соединении посредством промежуточного тона или полутора тонов, когда тетрахорды разделены малой или большой терцией, заполненной промежуточной ступенью, образуются соответственно малосекстовые и большесекстовые лады. Соединение пяти тетрахордов четырьмя способами даёт 20 звукорядов, однако значение ладов в азерб. музыке из них приобрели только те, звукоряды к-рых составляют консеквентный порядок чистых кварт, чистых квинт, больших или малых секст.

Звукоряды основных ладов

Слитным соединением образуются лады «Раст» (тетрахорды структуры 1-1-½ тонов), «Шур» (1-½-1 тонов), «Сетях» (½-1-1 тонов), «Чаргях» (½-11/2-½ тонов), раздельным, или смежным, — лад «Шуштер» (½-1-1 тонов), соединением через промежуточный тон — лады «Баяти-шираз» (1-1-½, тонов) и «Хумаюн» (½-11/2-½ тонов). Каждый из ладов имеет тонику (майе); как правило, в квартовых ладах тоникой является IV ступень звукоряда.

Помимо осн. ладов, находят применение и побочные — «Сарандж», «Шахназ», «Баяти кюрд», «Хиджаз» и др. Они образуются при помощи соединения неодинаковых по структуре звукорядов.

Разл. ступени лада, обычно находящиеся в квартово-квинтовом отношении к осн. тонике (в ладах «Раст», «Шур», «Сегях» и др.), могут приобретать значение «местных» устоев; устои опеваются соседними звуками, в результате чего образуются отделы лада, т.н. шёба. Переход от одного шёбэ к другому воспринимается как мелодич. отклонение в пределах лада.

Каждый лад связывают с определ. кругом настроений, состояний. Как отмечает У. Гаджибеков: «По характеру своему раст вызывает чувство бодрости, шур — веселого лирического настроения, сегях — чувство любви, шюштер — чувство глубокой печали, чаргях — чувство возбуждения и страстности, баяти-шираз — чувство грусти, хумаюн — глубокой, или по сравнению с шюштер более глубокой печали». Самыми распространёнными в нар. музыке ладами являются «Сегях» и «Шур».

М. как циклич. произведение имеет единую ладовую основу и получает своё название по ладу, в к-ром он выдержан. Для создания М. используются как основные, так и производные лады. Установлен ряд правил, к-рые должны соблюдаться при импровизации раздела М. в том или ином ладу. Если ладам «Раст», «Шур», «Сегях» свойственны определ. хроматизмы, ступени др. ладов, как правило, не подвергаются хроматич. повышениям или понижениям; исключения делаются только для звуков, украшающих основные. Строго регламентированы скачки, к-рые допускаются с нек-рых ступеней лада, каденции. В связи с этим каждый из ладов может быть представлен как сумма определённых мелодич. попевок. Широко применяется перенесение данного тетрахорда на октаву вверх или вниз; оно позволяет расширять диапазон развёртывания мелодии. Так образуются новые разделы лада — «Ирак» в ладе «Раст», «Симаи-шемс» в ладе «Шур», «Мансурийе» в ладе «Чаргях».

2) Один из осн. жанров азерб. нар. музыки, многочастное вок.-инстр. произведение. М. исполняются как полностью (Дестгях), так и по частям певцом-солистом с инстр. сопровождением или в виде сольных инстр. произведений (на таре, кеманче и др.). Поэтич. текстами М. служат лирич. стихи (газели) классиков азерб. поэзии Низами, Физули, Несими, Вагифа, Сабира и др., а также совр. поэтов — С. Вургуна, С. Рустама, М. Мушфика. Популярностью пользуются М. «Раст», «Шур», «Сегях», «Шуштер», «Чаргях», «Баяти-шираз», «Махур», «Шахназ», «Гатар» и др. М. по форме сближается с сюитой или рапсодией. Части (разделы) М. следуют друг за другом в определ. порядке, отвечающем единому творч. замыслу, закономерностям ладового развития. Обычно исполнитель при переходе от одного раздела к другому начинает его в более высоком регистре, постепенно достигая кульминации, а затем кратким путём возвращается к тонике лада, завершая произведение. В М. чередуются импровизационные разделы и контрастные по характеру, выдержанные в чётком ритмическом движении вокальные (тесниф) и инструментально-танцевальные (рянг) номера. В связи с этим общая структура М. напоминает своеобразное рондо. Теснифы и рянги сообщают М. разнообразие. В качестве названий М. используются образные определения («Раст» — прямой, правильный, справедливый, «Шур» — любовь, вдохновение), порядковые числительные («Дугях», от «ду» — два, «Сегях», от «се» — три, «Чаргях», от «чахар» — четыре и «ях» — время, место, период), названия городов и стран («Баяти-шираз», «Баяти-исфаген», «Ирак», «Хиджаз» и др.). Каждый М. исполняется в соответствующем ладе, имеющем то же название. Особую разновидность составляют так называемые «ритмические М.», к-рые также исполняются в определённых ладах, не отвечающих их собств. названиям, напр. М. «Аразбары» — в ладе «Шур», «Хейраты» — в ладе «Раст», неск. вариантов «Шикэсте» — в ладе «Сегях». В ритмич. М. инстр. группа исполняет краткую остинатную ритмо-интонационную фигуру, на фоне к-рой певец импровизирует. Известные исполнители М. — Дж. Карягды, Сеид Шушинский, Хан Шушинский и др. Нотные записи М. осуществляли У. Гаджибеков, М. Магомаев, Т. Кулиев, З. Багиров и др. Композиторы широко используют М. в своём творчестве. Первые оперы У. Гаджибекова («Лейли и Меджнун», «Асли и Керем» и др.) и М. Магомаева («Шах Исмаил») основаны гл. обр. на мугамах. Р. М. Глиэр использовал М. «Чаргях» в опере «Шах-Сенем». Созданы и симфонические M. (P. Амировым, Ниязи, С. Алескеровым и др.).

Родственными М. жанрами в др. нац. культурах являются макам, маком, мукам. Издания: Раст дастгяхы. Запись Т. Кулиева, Баку, 1935; Забил дастгяхы. Запись Т. Кулиева, Раку, 1935; Дугях дастгяхы. Запись З. Багирова, Баку, 1935; Сегех-забул и Рахаб. Запись Н. Мамедова, Баку, 1965.

Литература: Виноградов В., Уз. Гаджибеков и азербайджанская музыка, М., 1938; Гаджибеков Уз., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945; Караев К., Симфонические мугамы Амирова, «СМ», 1949, No 3; Аббасов A., Уз. Гаджибеков и его опера «Кёр-оглы», Баку, 1956; Карагичева Л., Азербайджанская ССР, М., 1957 (Музыкальная культура союзных республик); её же, Уникальное исследование, «CM», 1972, No 8; Исмайлов М. С., Жанры азербайджанской музыки, Баку, 1960 (на азерб. яз.); Мамедбеков Д., Симфонические мугамы Ф. Амирова, Баку, 1961; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963; Мамедов Н., Азербайджанский мугам Чаргях, М., 1970.

А. Дж. Аббасов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Кластер Теория музыки
Африканская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Переменный лад Теория музыки
Чанги Музыкальные инструменты
Фактура Термины и понятия
Децимоль Теория музыки
Таиландская музыка Национальные культуры
Звукорежиссёр Термины и понятия
Forte, форте Термины и понятия
Бальный танец Балет и танец
Французская музыка Национальные культуры
Реверанс Балет и танец

Реклама