Вступление

Категории словаря

Вступление — раздел, предшествующий главной теме произведения или одной из его частей и подготавливающий её появление. Эта подготовка может заключаться в предвосхищении характера и интонаций темы или, напротив, в оттенении её по контрасту. В. может быть и кратким, и протяжённым, состоять из одних пассажей, аккордов (Л. Бетховен, финал 3-й симфонии) или же заключать в себе яркую муз. тему, приобретающую большое значение в дальнейшем развитии музыки (П. И. Чайковский, 1-я часть 4-й симфонии). Порой вступление становится самостоятельной законченной муз. пьесой — в инстр. музыке (см. Прелюдия) и особенно в крупных вокально-инструментальных и сценич. произв., где оно составляет род увертюры. В последнем случае В. подготавливает ужо не начальную муз. тему, а все произведение, его общий характер, концепцию, иногда и муз. темы (напр., В. к операм «Лоэнгрин», «Евгений Онегин» построены на тематич. материале самих опер). См. также Интродукция.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Когда вас в школе учат, что сочинение по литературе нужно начинать с вступления, вы это, скорее всего, воспринимаете как догму и не очень в это верите. Однако заметьте, что прежде, чем сообщить более или менее важную вещь, вы всегда произносите одну-две вводные фразы. Например, нужно сказать маме, что нечаянно разбил банку со сметаной и не успел (не очень-то торопился!) все это безобразие убрать. Конечно, вы начнете со слов: «Мама, понимаешь, меня сегодня в школе толкнули, у меня очень болела рука, а у банки крышка оказалась не плотной, в общем, прости, пожалуйста…» и т. д. Может даже так случиться, что все сообщение будет состоять из одного только вступления, вы так и не решитесь рассказать суть дела, которая, впрочем, и без того ясна.

Так вот, дом начинается с крыльца, и даже со двора, общение людей — с приветствия и знакомства, театр — с холла и фойе. Словом, в самых разных сферах жизнедеятельности человека для восприятия основного момента необходима подготовка, вступление. Таким образом, понятие это совсем не музыкальное, но в музыке, как и во всем, необходимое. И поэтому основной музыкальной теме чаще всего предшествует вступление, протяженность которого зависит от масштабов всего сочинения. Однако музыка, как и любое искусство, не терпит догм. Иногда как раз отсутствие вступления, ударное включение слушателя в эпицентр страстей является особенно сильным приемом выразительности. Таковы некоторые произведения Бетховена, таков «Революционный этюд» Шопена.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Противосложение Теория музыки
Мехико музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Frappe, фраппё Балет и танец
Азбука музыкальная Термины и понятия
Кода Теория музыки
Братислава музыкальная Национальные культуры
Мензуральная нотация Термины и понятия
Парагвайская музыка Национальные культуры
Обиход Церковная музыка

Реклама