Вступление — раздел, предшествующий главной теме произведения или одной из его частей и подготавливающий её появление. Эта подготовка может заключаться в предвосхищении характера и интонаций темы или, напротив, в оттенении её по контрасту. В. может быть и кратким, и протяжённым, состоять из одних пассажей, аккордов (Л. Бетховен, финал 3-й симфонии) или же заключать в себе яркую муз. тему, приобретающую большое значение в дальнейшем развитии музыки (П. И. Чайковский, 1-я часть 4-й симфонии). Порой вступление становится самостоятельной законченной муз. пьесой — в инстр. музыке (см. Прелюдия) и особенно в крупных вокально-инструментальных и сценич. произв., где оно составляет род увертюры. В последнем случае В. подготавливает ужо не начальную муз. тему, а все произведение, его общий характер, концепцию, иногда и муз. темы (напр., В. к операм «Лоэнгрин», «Евгений Онегин» построены на тематич. материале самих опер). См. также Интродукция.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Когда вас в школе учат, что сочинение по литературе нужно начинать с вступления, вы это, скорее всего, воспринимаете как догму и не очень в это верите. Однако заметьте, что прежде, чем сообщить более или менее важную вещь, вы всегда произносите одну-две вводные фразы. Например, нужно сказать маме, что нечаянно разбил банку со сметаной и не успел (не очень-то торопился!) все это безобразие убрать. Конечно, вы начнете со слов: «Мама, понимаешь, меня сегодня в школе толкнули, у меня очень болела рука, а у банки крышка оказалась не плотной, в общем, прости, пожалуйста…» и т. д. Может даже так случиться, что все сообщение будет состоять из одного только вступления, вы так и не решитесь рассказать суть дела, которая, впрочем, и без того ясна.
Так вот, дом начинается с крыльца, и даже со двора, общение людей — с приветствия и знакомства, театр — с холла и фойе. Словом, в самых разных сферах жизнедеятельности человека для восприятия основного момента необходима подготовка, вступление. Таким образом, понятие это совсем не музыкальное, но в музыке, как и во всем, необходимое. И поэтому основной музыкальной теме чаще всего предшествует вступление, протяженность которого зависит от масштабов всего сочинения. Однако музыка, как и любое искусство, не терпит догм. Иногда как раз отсутствие вступления, ударное включение слушателя в эпицентр страстей является особенно сильным приемом выразительности. Таковы некоторые произведения Бетховена, таков «Революционный этюд» Шопена.
М. Г. Рыцарева