Тип симметричного лада, в основе которого лежит малотерцовый аккорд (уменьшённый септаккорд; отсюда название).
Структура У. л. может быть представлена тремя видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (ср. Увеличенный лад): аккордовый, мелодический, групповой. Аккордовый У. л. характеризуется последованием 4 аккордов (обычно однотипных по структуре), осн. тоны к-рых образуют малотерцовый ряд. Для мелодич. У. л. типично мелодич. движение по специфич. звукоряду, образованному делением двенадцати полутонов октавы на четыре равные и единообразные по структуре части (в полутонах: 2+1, 2+1, 2+1, 2+1). Групповой У. л. характеризуется применением специфич. звукоряда У. л. в смешанном, "диагональном" (горизонтально-вертикальном) измерении. Образцы У. л.:
Н. А. Римский-Корсаков. "Садко". Картина 2-я.
И. Ф. Стравинский. "Симфония псалмов". Часть 1-я.
Подобно др. симметричным ладам, У. л. может подчиняться своему центр. элементу (уменьшенному септаккорду) как тонике в её рассредоточенном (начало 2-й картины "Садко" Римского-Корсакова) или полном виде (см. Сцену метели из "Кащея Бессмертного" Римского-Корсакова). В функции тоники может выступать (по образцу тональности мажорно-минорного типа) один центр. тон ("е" в примере из "Симфонии псалмов" Стравинского) или построенный на нём аккорд (см. аккорд с осн. тоном "а" в примере из 8-й сонаты Скрябина, колонка 728).
Благодаря структурному сходству малотерцового четырёхзвучия и тритонового двузвучия обнаруживается родство построенных на них ладов - У. л. и тритонового. A. H. Скрябин. 8-я соната для фортепьяно, такты 5-8.
Термин "У. л." предложен Б. Л. Яворским (однако Яворский относил его к ладу с центром в виде ум. трезвучия, а не ум. септаккорда). См. "Гамма Римского-Корсакова", Симметричные лады, Тритоновый лад, Ладовый ритм.
Литература: см. при ст. Симметричные лады.
Ю. Н. Холопов