Просвещение — европейское идейное движение 18 в., обозначавшее наступление буржуазии на феодальные порядки.
Просвещение оказало огромное влияние на лит-ру и иск-во, в т. ч. на балет. Оно побуждало к отказу от условностей классицизма, к отображению жизни «естественного человека», демократизации и реформе т-ра. Пределы просветительских преобразований в балете во мн. были обусловлены его тесной связью с королевским двором, а также и тем, что балет обрёл самостоятельность лишь на исходе эпохи классицизма, и многие воспринятые им в ту пору свойства (основы классич. танца и др.) стали как бы неотъемлемыми чертами балета вообще.
Просветители критиковали балет классицизма за культ виртуозности и примат исполнительской технологии перед содержательностью. Они ориентировались на пантомиму, нарастала тенденция к соединению пантомимы с танцем и драматизации танца. Таково было иск-во танцовщицы М. Салле, выступившей с инициативой наиболее последовательной в ту пору реформы балетного костюма, во имя того, чтобы зритель мог видеть не только танц. движения рук и ног, но и выразительность тела артиста. Салле имела наибольший успех в Лондоне, где работал реформатор Дж. Уивер. В Вене работал балетмейстер-реформатор Ф. Хильфердинг, а затем и его последователь Г. Анджолини, сотрудничавший с комп. К. В. Глюком, реформировавшим в просветительском духе оперу. В Лондоне, Штутгарте, Вене, Милане и др. городах работал известнейший из балетных реформаторов Ж. Ж. Новер, выразивший свои принципы в «Письмах о танце и балетах» (1760), по многим положениям близких к «Гамбургской драматургии» Г. Э. Лессинга.
Хотя просветительские реформы были сопряжены с расширением тематики и системы художественных средств (появление характерного танца, комич. балетов Хильфердинга и др.), в целом деятельность реформаторов была умереннее их деклараций. В поисках компромисса они утверждали на сцене лишь просветительский классицизм, близкий к трагедиям Вольтера, но не к драмам Д. Дидро или Лессинга. Для Новера увлечённость античной пантомимой и усвоенное под влиянием Дидро стремление возвратиться к природе были нераздельны, и руководящим в итоге стал выдвинутый ранее франц. балетм. Л. Де Каюзаком принцип действенного таща, оказавшийся знаменем балетной реформы 18 в.
В балетах реформаторов резко возросло значение драматургии, сюжета, по преимуществу заимствовавшихся из античности. Новер сохранял разделение жанров на высокие и низкие. Высокий жанр хореографич. трагедии главенствовал. Дивертисментные номера по-прежнему преобладали, соединяясь в сюжетное целое пантомимич. связками. Однако возникал и действенный танец (танец Медеи, убивающей детей, — «Медея и Язон», поединок Горациев и Куриациев — «Горации и Куриации» и др.).
С течением времени реформаторы всё яснее начинали понимать, что отказ от танца ведёт к ликвидации балета. Хотя Новер и говорил, что танец раскрашивает балетный сюжет, а пантомима сообщает ему выразительность, он всё же одновременно решительно утверждал, что «все усилия балетмейстера, не направленные на развитие танца, суть усилия бесполезные, даже гибельные».
Отказавшись от соблазна сокрушить балетный т-р, каким он сложился, реформаторы-просветители много сделали для углубления выразительности и осмысленности танца, завершив тем самым формирование балета как самостоятельного иск-ва. Они способствовали также его распространению и укреплению в разных странах, в т. ч. в России и Дании. Собственно просветительские идеи нашли, однако, в балетах реформаторов лишь ограниченное выражение и гораздо полнее проявились в творчестве учеников Новера и др., утверждавших на балетной сцене сентиментализм.
Литература: Левинсон А., Мастера балета, СПБ, 1914; Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М. — Л., 1939; Новерр Ж.Ж., Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], Л. — М., 1965.
П. М. Карп
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.