от лат. temperatio — правильное соотношение, соразмерность
Выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковысотной системы в муз. строе. Т. характерна для последующих этапов в развитии каждого из муз. строев: на смену "естественным" строям (напр., пифагорову, чистому, т. е. основанному на интервалах из натурального звукоряда) приходят искусственные, темперированные строи - неравномерные и равномерные Т. (12-, 24-, 36-, 48-, 53-ступенные и др.). Потребность в Т. возникает в связи с требованиями муз. слуха, с развитием зву-ковысотной муз. системы, средств муз. выразительности, с появлением новых форм и жанров и в конечном итоге - с развитием муз. инструментов. Так, в Др. Греции в поисках более совершенной настройки тетрахорда Аристоксен предложил делить кварту на 60 равных частей и для двух б. секунд (а - g, g - f) выделить по 24 доли, а для м. секунды (f - е) - 12; практически это очень близко к совр. 12-ступенной равномерной Т. Наиболее интенсивные поиски в области Т. относятся к 16-18 вв., т. е. ко времени формирования гомофонно-гармонич. склада, развития крупных форм муз. произв., становления полной мажоро-минорной системы тональностей. В применявшихся до этого пифагоровом и чистом строях (см. Строй) имелись небольшие высотные различия между энгармонич. звуками (см. Энгармонизм), не совпадали по высоте друг с другом, напр., звуки his и с, dis и es. Эти различия важны для выразит. исполнения музыки, но они тормозили развитие ладотональной и гармонич. систем; необходимо было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности. В первых, неравномерных Т. музыканты пытались сохранить величину б. терции такой же, как в чистом строе (темперация А. Шлика, П. Арона, среднетоновая Т. и др.); для этого незначительно изменялась величина нек-рых квинт. Однако отд. квинты звучали при этом очень фальшиво (т. н. волчьи квинты). В др. случаях, напр. в среднетоновой Т., б. терция чистого строя делилась на два одинаковых по величине целых тона. Это также не давало возможности использовать все тональности. А. Веркмейстер и И. Нейдхардт (кон. 17 - нач. 18 вв.) отказались от б. терции чистого строя и начали делить пифагорову комму между разл. квинтами. Тем самым практически они близко подошли к 12-ступенной равномерной Т. В 12-ступенном равномерно темперированном строе все чистые квинты уменьшены по сравнению с квинтой из натурального звукоряда на 1/12 пифагоровой коммы (около 2 центов, или 1/100 доли целого тона); строй стал замкнутым, октава оказалась поделённой на 12 равных полутонов, все одноимённые интервалы стали одинаковыми по величине. В этом строе можно использовать все тональности и аккорды самой разл. структуры, не нарушая сложившихся норм восприятия интервалов и не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (типа органа, клавира, арфы). Один из первых весьма точных расчётов 12-ступенной Т. произведён М. Мерсенном (17 в.); таблицу движения по квинтовому кругу с возвращением к исходной точке поместил в своей "Мусикийской грамматике" Н. Дилецкий (1677). Первый яркий опыт художеств. применения темперированного строя был проведён И. С. Бахом ("Хорошо темперированный клавир", ч. 1, 1722). 12-ступенная Т. остаётся оптимальным вариантом решения проблемы строя. Эта Т. создала условия для дальнейшего интенсивного развития ладово-гармонич. системы в 19-20 вв. При пении и игре на инструментах с нефиксированной высотой звуков музыканты используют т. н. зонный строй, по отношению к к-рому темперированный строй является частным случаем. В свою очередь Т. оказывает влияние и на зонный строй, определяя средние значения зон ступеней. Разработанная Н. А. Гарбузовым теоретич. концепция зонной природы звуковысотного слуха (см. Зона) позволила выявить психофизиологич. основу 12-ступенной Т. Вместе с тем она убедила в том, что этот строй не может быть идеальным. Ради преодоления интонац. недостатков 12-ступенной Т. были разработаны строи с бульшим количеством темперированных ступеней в октаве. Наиболее интересным из них является вариант строя с 53 ступенями в октаве, предложенный Н. Меркатором (18 в.), Ш. Танакой и Р. Бозанкетом (19 в.); он позволяет довольно точно воспроизводить интервалы пифагорова, чистого и 12-ступенного равномерно темперированного строев. Все же ни один из этих строев не получил практич. применения.
В 20 в. опыты по созданию разл. вариантов Т. продолжаются. В Чехословакии в 20-х гг. А. Хаба разрабатывал 1/4-тоновую, 1/3-тоновую, 1/6-тоновую и 1/12-тоновую системы. В Сов. Союзе в это же время А. М. Авраамов и Г. М. Римский-Корсаков проводили опыты с четвертитоновой системой Т.; А. С. Оголевец предложил 17- и 29-ступенные Т. (1941), П. П. Барановский и Е. Е. Юцевич - 21-ступенную (1956), Е. А. Мурзин - 72-ступенную систему Т. (1960).
Литература: Хаба А., Гармоническая основа четвертетоновой системы, "К новым берегам", 1923, No 3, Штейн R., Четвертетоновая музыка, там же, Римский-Корсаков Г. М., Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, в сб.: De musiса. Временник разряда истории и теории музыки, вып. 1, Л., 1925; Оголевец А. С., Основы гармонического языка, M., 1941; его же, Введение в современное музыкальное мышление, M., 1946; Гарбузов Н. А., Внутризонный интонационный слух и методы его развития, M. - Л, 1951; Музыкальная акустика, под общей ред. H. А. Гарбузова, M., 1954; Барановский П. П., Юцевич Е. Е., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956; Шерман Н. С., Формирование равномерно- темперированного строя, M., 1964; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, M., 1966; Riemann H., Katechismus der Akustik, Lpz., 1891, 1921 (рус. пер. - Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, M., 1898).
Ю. Н. Рагс