Народный танец

Народный танец — один из древнейших видов народного искусства. Н. т. складывался и развивался под влиянием географии., историч. и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с др. видами искусства, главным образом с музыкой. Н. т. — неотъемлемая часть нар. обрядов и празднеств. В Китае, Индии и др. странах Востока с глубокой древности были распространены муз.-танц. и пантомимич. ритуальные представления. Позднее танц. пантомимы стали частью нар. представлений на праздниках, ярмарках и др. Из нар. обрядов сложились хороводы и др. обрядовые танцы (цейлонский — огня, норв. — с факелами, славянские хороводы, исполняемые при «завивании берёзки», плетении венков, зажигании костров).

Постепенно, отходя от обрядовых действий, Н. т. наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамер. индейцев, индонез. — пенчак (тигр), якут. танец медведя, памирский — орла, кит., инд. — павлина, фин. — бычка, рус. танцы журавль, гусачок, норв. — петушиный бой и др. У народов, занимавшихся земледелием, возникали танцы на темы сел. труда [латв. — танец жнецов, белорус. — лянок, молд. — поама (виноград), узб. — шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский — дровосеков и др.]. С появлением ремесленного и фабричного труда возникали новые нар. танцы: эст. — сапожников, укр. — бондарей, нем. — стеклодувов, карельский — «так ткут сукно» и др. В нар. танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя («пиррические» пляски древних греков, сочетавшие танц. искусство с фехтовальными приёмами, груз. — хоруми, берикаоба, шотл. — с мечами, казачьи пляски и др.). Большое место в танц. творчестве занимает тема любви. У первобытных народов танец нередко имел откровенно эротич. характер, в процессе эволюции появились танцы, выражавшие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (груз. — картули, рус. — байновская кадриль, польский — мазур и др.).

Народный танец — результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художеств. уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танц. традиции, пластич. язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других (напр., у венгров) — падает на слабую (синкопированное движение); у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной, у других (напр., у болгар) — несинхронно; при 8-тактовой муз. фразе танц. фраза может строиться на 7 или 6 тактах. Танцы народов Зап. Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Ср. Азии и др. стран Востока осн. значение уделяется движению рук и корпуса. В Н. т. главенствует ритмич. начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков, прикреплённых к ногам, и др.). Многие танцы исполняются под аккомпанемент нар. инструментов, которые танцовщики держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка и др.). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платки, шляпы, блюда, пиалы, чаши, блюдца и др.). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода рус. и груз. танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение — отбивка по голенищу в рус. и венг. танце — обусловливается наличием жёстких сапог, и др.

Развитие Н. т. в Сов. Союзе, его расцвет и популярность способствовали возникновению новой сценич. Формы — ансамблей Н. т. Так, в 1937 был создан Ансамбль Н. т. СССР, утвердивший в проф. хореографии сценич. Н. т. Этот танец отличается от утвердившегося на проф. сцене с нач. 19 в. характерного танца (характерный танец унифицирует нац. стиль, подчиняет его условному балетному танцу). В республиках Сов. Союза созданы проф. ансамбли Н. т. и ансамбли песни и пляски.

На основе опыта Сов. Союза возникают любительские нар. и проф. ансамбли и коллективы нар. сценич. танца в странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии (см. Танец, Бальный танец).

Литература: Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А., Основы характерного танца, Л.- М., 1939; Голейзовский К., Образы русской хореографии, М., 1964; Ткаченко Т., Народный танец, 2 изд., М., 1967; Устинова Т., Русский народный танец, М., 1976.

И. А. Моисеев
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Амбушюр Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Concerto grosso, кончерто гроссо Музыкальные жанры и формы
Тремоло Теория музыки
Челеста Музыкальные инструменты
Французский балет Балет и танец
Музыкальная грамота Термины и понятия
Киномузыка Термины и понятия
Переченье Теория музыки
Плагальная каденция Теория музыки
Галоп Музыкальные жанры и формы
Додекафония Термины и понятия

Реклама