Норвежская музыка

Категории словаря
Оперный театр Осло (Operahuset)

Норвежская музыка

О древнем происхождении Н. м. свидетельствуют муз. инструменты, найденные при раскопках на терр. Норвегии: бронзовые рога (2 в. до н. э.), древние арфы, лютни, скрипки, изображения инструментов на камнях (2 в.) и в орнаментах деревянных церквей (с 12 в.), скульптура нар. музыканта-шпильмана в Нидаросском (позднее Тронхеймском) соборе (12 в.). В сагах и поэмах исландско-норв. эпоса «Старшая Эдда» (кон. 11 в.) упоминаются муз. инструменты героев (рог Яллара, берестяной лур, в к-рый трубит Хеймдал, арфа Эгтера), а также музыкантов из свиты короля Хуглейка. Среди них: рога — луры, ручные горизонтальные арфы — крогарп (широкая) и её разновидности лангарп (продолговатая) и ланглейк (длинная); нар. скрипки — гигья и фидла (феле), в сопровождении к-рых скальды распевали свои поэмы. Древнего происхождения и инструменты пастухов — буккехорн (козий рог), приллархорн (рожок), приллар (бычий рог), берестяной лур, мунхарп (губная гармоника), селье (род флейты). В 16–17 вв. получила распространение ёгья, или хардингфеле, — скрипка из Хардангера (зап. побережье Норвегии) с игровыми и резонирующими струнами (как у виоль д’амур), обычно украшенная резьбой и инкрустированная перламутром. Сохранились сведения о странствующих нар. поэтах-певцах С. Фенесбане и X. Рунге, исполнителях на феле.

Норвегия издавна славилась своими скрипачами-виртуозами; среди нар. музыкантов известны К. Луросен, Н. Рекве, Т. Аудунсен (прозвище Мёлларгутен, т. е. «Мельник») и др. Инструментальные наигрыши передавались из поколения в поколение (в 19 в. их использовали У. Булль, выступавший с нар. скрипачом Мёл-ларгутеном, и Э. Григ). Нар. инстр. наигрыши (слотты, люарслотты, ланглейкслотты) сохранили причудливую образность и самобытность — мелодич., ладовое, интонац. своеобразие, связанное с особенностями нар. ладов (преим. с оборотами, соответствующими лидийскому ладу, с интервалами в 3/ 4 тона у лура и др.), особенности ритмики (синкопы, триоли, пунктированные ритмы).

Среди жанров нар. песен — колыбельные, шуточные, любовные, «богатырские», состязательные (когда певцы поочерёдно импровизируют варианты напевов), рыбачьи, а также духовные; особенно оригинальны пастушьи, богатые мелизматикой, осн. на звукоподражании перекличкам в горах и наигрышам рожков, заканчивающиеся развитой фиоритурой (жанры локк, хаукинг, лильинг). Своеобразны нар. танцы (особенно районов Хардангера, Тронхейма и Телемарка), к-рые за их стремительные темпы, скачки, синкопы называют «танцами горных духов», «танцами чёрта»: спринггар, спрингданс («прыгунец» — групповой танец в трёхдольном размере, исполняющийся парами), халлинг (сольный муж. танец в двухдольном размере — 2/4 или 6/8; требует силы и ловкости), быстрый иёльстер; среди других — свадебный марш-шествие и медленный старинный танец гангар (6/8).

Особенности нар. Н. м. обусловлены своеобразием природы и обособленностью горных районов страны, где дали гор и моря, фьорды, скалы, ущелья рождали песни о великанах, внушавшие смелость, мужество и страсть к путешествиям (характерные черты викингов), как и песни о горных духах, троллях и гномах, лесных девах-гульдрах, фантастич. птицах и животных. В эпич. песнях 12–16 вв. воспевались подвиги викингов (богатырские «чемпевисер»), рыцарей и первых королей — Харальда Хорфагера, Олафа, Хокона и др. Фантастичностью отличались старинные баллады и песни-поэмы («Слово о сновидении», «Свадьба воронов», баллады о борьбе Сигурда со Змеем-Фафнером, гномом Брурой и др.). Из-за особенностей ист. развития Норвегии, находившейся в 1380–1814 под властью Дании, нац. проф. иск-во долго не получало развития. В то же время нар. Н. м. сохраняла свои оригинальные черты; пользовались популярностью нар. певцы и исполнители на нар. инструментах.

Ср.-век. церк. Н. м. развивалась в русле европ. влияний, на основе григорианского пения. Позднее норв. церк. музыканты, обучавшиеся во франц. монастыре Сен-Виктор, писали музыку в стиле франц. полифонистов («Магнус-гимн», 12 в.; фрагменты из соч., связанных с культом св. Олафа в Тронхейме), затем в стиле мастеров нидерландской школы и Палестрины (мотет Экхиенуса — Орместарда из Упсалы, 1590).

«Баллада о сне» (12 в.). Мелодия легла в основу ряда симфонических и камерно-инструментальных произведений современных норвежских композиторов.

Хоральные сборники с нар. напевами и норв. текстами появились лишь в 19 в. (первый сб. — О. А. Линнемана, 1835). Гор. и церк. музыканты (гл. обр. датчане и немцы) с 17 в. находились на жалованье гор. управлений. Проф. музыканты 18 в. (преим. немцы) — Г. фон Бертуш из Осло, автор 24 клавирных сонат; композиторы и органисты И. Д. и И. Г. Берлины (отец и сын: последний был также чембалистом) из Тронхейма; Ф. В. Ф. Фогель из Бергена; А. Флинтенберг (норвежец) из Кристиании, писавший кантаты и «страсти», органисты, композиторы и дирижёры Ф. Грот и К. Арнольд (учитель X. Хьерульфа и Й. Свенсена). С кон. 18 в. выдвигается семья Линнеманов («норвежских Бахов»), из к-рой вышло неск. поколений выдающихся органистов и композиторов. Наиболее известен Л. М. Линнеман, один из основателей норв. муз. школы, композитор (импровизатор), теоретик и педагог, первый собиратель нац. муз. фольклора (прославился в Англии как органист-импровизатор). В сер. 18 в. Норвегию впервые посетила итал. оперная труппа П. Минготти, исполнившая в столице — Кристиании (до 1624 и после 1924 — Осло) «Артаксеркса» К. В. Глюка (1749). В кон. 18 — нач. 19 вв. европ. оперы периодически ставились на драм. сценах силами гастролёров (с 1827 — в т-ре Стрёмберга, с 1837 — в гор. т-ре в Кристиании). С 1760 начались концерты орк. музыки в Кристиании, в зале ратуши (рук. П. Хеч). Муз. жизнь развивалась гл. обр. в Кристиании, а также в Тронхейме (Муз. об-во, осн. в 1761) и Бергене (муз. об-во «Гармония», осн. в 1765). Интерес к нар. Н. м. проявился в связи с нац.-освободит. движением 19 в., в период шведско-норв. унии (1814–1905). Популярность получили нац.-патриотич. песни, в т. ч. «Солнце Норвегии» К. Блома (1820, сл. X. Бьеррегора), к-рую пели как нац. гимн. Первым норв. композитором, использовавшим нац. мелодии, был В. Тране (песня горца из его музыки к пьесе X. Бьеррегора «Приключение в горах» стала народной). С сер. 19 в. появляются издания нар. песен и их обр.: сб-ки Л. М. Линнемана: «68 мелодий норвежских гор» (в обр. для фп., 1841), «Старые и новые мелодии норвежских гор» (1848–67) и др., позднее сб-ки К. Эллинга, У. М. Санвика, А. Бьёрндаля и др. В 1850-60-е гг. формируется нац. муз. школа, в развитии к-рой сыграло роль влияние нем. романтиков (К. М. Вебер, Р. Шуман, Ф. Мендельсон), а также Ф. Шопена. В числе основоположников этой школы — X. Хьерульф, создатель норв. романса, предшественник Э. Грига в жанрах лирич. песен и фп. пьес, основатель абонементных симф. концертов в Кристиании (1857), и У. Булль, скрипач-виртуоз, получивший мировую известность, композитор, основатель норв. муз. т-ра Нац. сцена (имел свой оркестр) в Бергене — центре нац. муз. движения. Выдающимся муз. обществ. деятелем был комп. и дир. Р. Нурдрок, автор нац. патриотич. гимна («Да, мы любим край родной» на сл. Б. Бьёрнсона, осн. на нар. мелодии 16 в.), организатор муз. об-ва «Евтерпа» в Копенгагене (1864), пропагандист новой норв. музыки, друг и вдохновитель Э. Грига, написавшего «Траурный марш» его памяти. Среди др. музыкантов 2-й пол. 19 в. — дирижёр, композитор и педагог, автор первого очерка по истории Н. м. И. Г. Конради (соратник X. Хьерульфа), пианисты-композиторы Т. Д. А. Теллефсен (ученик Ф. Шопена) и X. Каппелен, известный педагог Э. Нойперт (в 1881–83 преподавал в Москве), органист Тронхеймского собора и автор муз. произв. разл. жанров М. А. Удбю, автор хоров и обществ. деятель И. Д. Беренс, О. Винтер-Ельм (написал 1-ю норв. симфонию) и Ф. А. Рейссигер (композитор и капельмейстер). Наиболее яркий из современников Грига — Ю. Свенсен, композитор, создавший на основе норв. муз. фольклора романтич., в т. ч. программные, симф. произв., скрипач и известный дирижёр (концертировал в Петербурге в 1885).

Деятельность этих музыкантов подготовила почву для творчества Э. Грига, возглавившего нац.-романтич. направление, классика Н. м., благодаря к-рому норв. муз. иск-во приобрело мировое признание. Его дарование ярко проявилось в музыке к пьесам совр. ему нац. драматургов Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона, в циклах фп. пьес, романсах, камерно-инстр. и орк. произв., где поэтически запечатлены картины сев. природы и нар. жизни, мир лирич. переживаний и нар. сказочной фантастики. Оригинальность творчества Грига (своеобразие мелодики, гармонии, острота и прихотливость ритмики) обусловлена глубоким претворением норв. муз. фольклора. Григ был также выдающимся муз.-обществ. деятелем; он выступал как дирижёр (вместе с Винтер-Ельмом) в абонементных концертах (1867), в концертах муз. об-ва «Гармония» в Бергене (1880–82; после Грига об-во возглавляли И. Хольтер, П. Винге, Ю. Хальворсен, X. Хейде), в концертах Муз. об-ва, основанного им в Кристиании вместе с Ю. Свен-сеном (1871; продолжатели — Свенсен, У. Ульсен, Ю. Сельмер, Хольтер, К. Ниссен; преобразовано в 1919 в Филармонич. об-во).

С кон. 1870-х гг. в муз. жизни Норвегии наблюдался дальнейший подъём. В Кристиании было организовано квартетное об-во (1876), открыта консерватория (1883; основатель Л. М. Линнеман; его сын Питер участвовал в её организации, руководил до 1930, затем консерваторией руководил внук Л. М. Линнемана — Б. Т. Линнеман). В Нац. т-ре с 1899 ставились оперы и оперетты силами норвежских артистов с участием гастролёров. Известны певицы У. My и М. Лунд-стрём, выступавшие во Франции («Тиволи-театр», 1883–86).

Среди композиторов кон. 19 — 1-й пол. 20 вв. — последователи Грига и Свенсена, развивавшие традиции норв. романтизма, симфонист Ю. Сельмер (в его музыке заметно также влияние Г. Берлиоза и Р. Вагнера: впервые в Н. м. использовал в оркестре нек-рые вост. инструменты), А. Беккер-Грёндаль (пианистка, ученица X. Бюлова и Ф. Листа; автор популярных фп. пьес), У. Ульсен, Й. Харклоу, К. Эллинг (также фольклорист), К. Синдинг, возглавивший после Грига нац. направление. Выделяется творчество Ю. Хальворсена, к-рый был также скрипачом и дирижёром, записывал нар. наигрыши для Грига; создал программные произв., отличающиеся нац. колоритом, в к-рых претворил древние норв. предания, использовал хардангерскую скрипку. Признание за пределами Норвегии получили оперы Г. Скьеллерупа в стиле вагнеровских муз. драм. Нац. традиции с влиянием поздних нем. романтиков сочетали в своих произв. Я. Боргстрём (автор симф. поэм; писал также муз.-критич. статьи вагнеровской ориентации), П. Лассон, С. Ли, пианисты и комп. X. Клеве, Э. Альнес и Ю. Баккер-Лунне. Нац. направление продолжил А. Эгген, к-рому принадлежат обр. нар. мелодий (его брат Э. Эгген — исследователь нар. Н. м.). Черты импрессионизма проявились в творчестве А. Хурума, Т. Турьюссена, Д. М. Юхансена (также автор монографии о Григе).

Один из видных представителей совр. Н. м. — Ф. Вален (последователь А. Шёнберга). В 1920-е гг. он создал свой тип линеарной диссонантной полифонии (был учителем мн. совр. норв. композиторов), развивал принципы додекафонии. Его творчество приобрело популярность в кон. 1940-х гг. (созданы об-ва по изучению музыки Валена в Осло и Лондоне). Для представителей Н. м. 1930-40-х гг. характерны как традиционализм (произв. Л. И. Йенсена, X. Ли, М. М. Ульвестада, С. Юрдана), так и стремление соединить нац. основу с новыми выразит. средствами. К последнему направлению относятся X. Северуд, эволюционировавший от романтизма к экспрессионизму, автор произв., посв. борцам Сопротивления, в т. ч. «Слоттов» для оркестра (1941), симфоний (выделяются 5-я, 1941, и 6-я, «Dolorosa», 1942), музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (осн. на норв. и вост. фольклорном материале); С. Ульсен (для него характерно утончённое изображение норв. природы, нац. окраска образов); К. Эгге, Э. Гровен (лейттема его симфонии «На высокогорных равнинах» стала позывными Норв. радио; создал чет-вертитоновый орган с целью воплощения нар. Н. м. в её интонационном своеобразии), Е. Твейт (отразил характерное для Н. м. сочетание элегич. и юмористич. черт, оригинально интерпретируя норв. муз. фольклор в фантазии «100 хардангерских мелодий», концертах для фп., для хардангерской скрипки и др. произв., применял древние нар. инструменты — набор пентатонно настроенных барабанов, завоевал известность во Франции). Нар. мелодии использованы также в «Норвежском concerto grosso» (1952) У. Хьелланна, знатока инстр. Н. м. (изучал муз. фольклор р-на Те-лемарка); на нац. основе созданы хоровые произв. Т. Бека.

В 1930-40-х гг. выдвигаются композиторы франц. ориентации — Б. Брустад, П. Халл (известна и как муз. критик), К. Андерсен (также виолончелист и теоретик). В совр. Норвегии получили значит. развитие церк. музыка и органное исполнительство. Среди авторов церк. музыки — Л. Нильсен, органист и кантор в Тронхеймском соборе, С. Исландсмуэн (оратории, осн. на нар. мелодиях, и др.), выдающийся органист А. Санволль, К. Баден (месса на совр. текст, 1953), Р. Карлен (традиционная церк. музыка). Среди композиторов сер. 20 в. — Э. Ховланн, Э. Хьельсбю, К. Кольберг (балет на религ. сюжет «Женщина из Канны Галилейской», с органом и удар. инструментами), К. Нюстедт, к-рый прошёл путь от нац. романтизма через нац. окрашенный неоклассицизм («Дивертисмент» для 3 труб и струн. оркестра, и др.) и экспрессионизм («Семь печатей» — «видения» для симф. оркестра) к сонористике («Момент» для сопрано, челесты и ударных).

Если до 40-х гг. 20 в. доминирующими в Н. м. были традиции нац. романтизма, гл. обр. Грига, то с кон. 1940-х гг. преобладал интерес к совр. зап.-европ. музыке. Наиболее явственны влияния И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Б. Бартока, а также Д. Д. Шостаковича, сказавшиеся в творчестве И. Квандаля («Симфонический эпос», 1962). Влияния франц. музыки 1940–1950-х гг., как и нем. неоклассицизма, по-разному проявились в произв. П. X. Альбертсена, Э. Ф. Брейна, Э. X. Булля, Э. Соммерфелда, Т. Кнудсена, А. Хьельдоса, Ф. Лудта, А. Дёрумсгорда и X. Юнсена, творчество к-рых, однако, не утратило нац. окраски.

В 1950-60-е гг. норв. композиторы- авангардисты (см. Авангардизм) под влиянием совр. польской композиторской школы (К. Пендерецкий, В. Лютославский и др.) обращаются к сонорному экспериментаторству. С кон. 1960-х гг. в Н. м. возобновляется интерес к старым муз. формам, к-рые сочетаются с новейшими выразит. средствами. Для совр. Н. м. характерна элегическая трактовка традиционной «нордической темы» (одиночество человека перед лицом природы — гор и морских далей, водопадов и пр.). С 1950-х гг. выделяются композиторы, творчество к-рых отмечено смелыми поисками, оригинальностью; среди них — Ф. У. Арнестад (использует полисерийность в эмоциональных лирич. и причудливо красочных произв. — «Ария-аппасионата» для оркестра, и др.), Ф. Мортенсен (пуантилист и неополифонист), Б. Фонгар (гитарист и композитор, экспериментирующий в области четвертитоновой и электронной музыки). Выдающийся мастер совр. Н. м. А. Нурхейм (Нордхейм); среди его произв., исполняющихся в разных странах, — «Автеланд» (по поэме П. Ф. Лагерквиста, 1957), Канцона для оркестра, представляющая собой стилизацию венецианского барокко и отличающаяся необычным использованием струн. инструментов (соч. 1961; исполнялась в 1972 в Москве оркестром Моск. филармонии, дирижёр В. В. Катаев), «Эпитафии» для оркестра и магнитофонной ленты (по поэме С. Квазимодо; здесь вибрации муз. инструментов объединяют орк. и электронные звучания, т. о. создаются звоны, гулы, эхо — образ горных далей, связывающих человека с космосом), «Ответ» («Respons», для магнитофонной ленты и 2 групп ударных, по 22 инструмента в каждой; воспроизводятся «звучания космического пространства»; соч. построено на основе электронных cantus firmus, объединяющих але-аторич. композицию, с применением утончённых светотеневых контрастов, достигаемых благодаря возможностям электронной техники; исполняется в т.н. синтетич. представлениях Музея совр. иск-ва в Осло). Совр. композиторскую молодёжь возглавляет А. Янсон, пианист, джазовый музыкант и композитор, занимающийся сонорным экспериментаторством. Среди др. совр. комп. — Р. Бакке, М. Хегдал, Й. Мастад, А. Р. Ольсен, Й. Персен, Я. Э. Петерсон, У. А. Торесен, М. Оле и Г. Сёнстевольд (автор популярной музыки).

Развитие муз. жизни Норвегии до 2-й мировой войны 1939–45 во многом зависело от частной инициативы, от поддержки об-ва «Друзей филармонич. оркестра» и Филармонич. об-ва (Осло), при к-ром существуют хор (с 1921), струн. квартет и др. ансамбли. Симф. концерты давал оркестр Нац. т-ра, реорганизованный в кон. 1940-х гг. в гор. симф. оркестр Осло. Симф. оркестры были созданы также в Тронхейме (с 1909, реорганизован в 1930-е гг.; дирижёры — У. Хьелланн, А. Фладму, Ф. А. Офтедал) и Ставангере (с 1918, реорганизован в 1938).

В годы фаш. оккупации в знак протеста публичные концерты были прекращены. После 1945 началось активное развитие муз. жизни (мн. новые муз. учреждения субсидировались гос-вом). В 1946 для организации симф. оркестров, финансирования оперы, строительства конц. зала и Высшей школы музыки в Осло был создан Комитет по вопросам музыки. Муниципалитет Осло организует концерты гор. симф. оркестра в ун-те, на радио, гастрольные поездки по стране. В Бергене имеется симф. оркестр муз. об-ва «Гармония», с 1953 проводятся ежегодные майские фестивали симф. музыки (дирижёры — К. Гарагулю, А. Фладму). Своего оперного т-ра в Норвегии не было до сер. 20 в. Организованная в 1918 Комич. опера в 1921 распалась. В 1950 возникло акционерное об-во «Норвежская опера» (основатели Й. и Г. Брунволли, худ. рук. — венг. музыкант И. Пайор). В 1958 в Осло открылась «Норвежская опера» (дир. А. Фладму, худ. рук. К. Флагстад и Э. Фьельстад). Среди оперных певцов — И. Андресен, К. А. Эствиг, Й. Оселио, Э. Гульбрансон, К. Э. Норена, А. Н. Лёвберг, певицы — С. Арнольдсон, Г. Гроруд. Имеются консерватория в Осло (с 1883), Академия музыки в Бергене (с 1905), консерватория в Ставангере (с 1945), Высшая школа музыки в Тронхейме (с 1961; на основе муз. школы, созданной в 1911). Работает Норв. муз. изд-во (в Осло). С 1954 существует отделение музыковедения в Ин-те философии и истории при ун-те в Осло (готовит гл. обр. педагогов, применяющих систему муз. воспитания К. Орфа и З. Кодая). Работают многочисл. муз. союзы и об-ва, в т. ч. Норв. совет по вопросам иск-ва, Союз норв. композиторов, Филармонич. об-во, Об-во новой музыки (секция Междунар. об-ва совр. музыки, рук. К. Шульстад), Об-во «Друзей музыки», Объединение норв. музыкантов, Норв. союз муз. педагогов, Союз солистов, «Молодые норв. музыканты», Союз норв. оперных певцов, многочисл. хор. союзы.

Л. Г. Бергер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Музыкальная культура Норвегии во второй половине XIX века
Норвежский балет

реклама

вам может быть интересно

Память музыкальная Термины и понятия
Музыкальная эксцентрика Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Бриндизи Опера, вокал, пение
Народность в балете Термины и понятия
Хоральная прелюдия Музыкальные жанры
Дирижёр Термины и понятия
Moderato, модерато Термины и понятия
Симфоническая поэма Музыкальные жанры
Ансамбль в балете Балет и танец
Натуральный звукоряд Теория музыки

Реклама