Львов музыкальный

Категории словаря

Львов — обл. центр Украинской ССР, один из старейших очагов музыкальной культуры на Украине. Осн. ок. 1256 галицко-волынским князем Даниилом Романовичем и назван по имени его сына Льва. Почти 600 лет Л. находился под владычеством феодальной Речи Посполитой, монархич. Австрии, буржуазной Польши (1919–39), что отразилось на всей истории Л., в т. ч. и на его муз. культуре.

С нач. 15 в. при гор. муз. цехе существовала инстр. капелла, с 16 в. капеллы создавались при дворах нек-рых магнатов, в монастырях. В 1580 были утверждены привилегии братства музыкантов, исполнявших церк. и бытовую музыку. В кон. 16 в. Л. стал одним из центров слав. книгопечатания: в 1574 И. Фёдоров издаёт здесь первые на Украине книги (в 1700 появился первый на Украине нотный сб. «Ирмолой»). В 1586 возникает Львовское братство, сыгравшее значит. роль в борьбе против экспансии католицизма и полонизации коренного укр. населения, за укрепление связей с Россией; хор певчих братства в 17 в. исполнял многоголосные литургии, концерты и др. соч. Вплоть до 18 в. проф. музыка звучала преим. в церквах и дворцах местной знати. Изредка устраивались концерты приезжих исполнителей, а также представления зингшпилей и опер силами любителей и гастролёров.

С кон. 18 в. муз. жизнь Л. связана с деятельностью Императорско-королевского привилегированного т-ра, оркестр к-рого совм. с любителями участвовал в разл. концертах. В 1796 Ю. Эльснер организовал во Л. «Музыкальную академию», проводившую в течение года публичные концерты. С нач. 19 в. деятельное участие в муз. жизни Л. принимал пианист и комп. Я. Медерич-Галлюс. Под его руководством в 1803 состоялось исп. «Времён года» Гайдна. В 1811–13 в летние месяцы скрипач К. Липиньский устраивал публичные симф. концерты (силами театр. оркестра и музыкантов-любителей), в 1824 — абонементные концерты квартетной музыки. Значительный след в истории музыкальной культуры Л. оставила деятельность Ф. К. В. Моцарта (младший сын В. А. Моцарта, жил во Л. в 1808–1838); в 1826 он создал муз. Цецилианское общество, а также Ин-т пения, существовавшие до 1829. В 1838 во Л. было основано Галицийское муз. об-во, к-рое с 1851 стало именоваться Об-вом для поощрения муз. иск-ва в Галиции, к 1860 приняло прежнее назв., а с 1919 стало называться Польским музыкальным об-вом. На протяжении мн. десятилетий оно играло осн. роль в организации музыкальной жизни города (преимущественно среди польского населения).

После буржуазно-демократич. Революции 1848 к муз. иск-ву приобщаются и средние слои населения, активизируется борьба укр. и польских деятелей культуры за сохранение самобытности нац. иск-ва, интенсивнее развивается укр. культура. Появляется плеяда укр. композиторов — M. M. Вербицкий, И. А. Лавровский, А. К. Вахнянин, В. Г. Матюк, Д. В. Сичинский и др., деятельность к-рых способствовала расцвету во Л. укр. хор. музыки. Укр. общественность основывает культ.-просветит. об-ва («Руська бесiда», 1861, и др., к-рые занимались также популяризацией музыки), муз.-хор. об-ва -«Торбан» (1870), Львовский «Бонн» (1890), «Бандурист» (1905) и др.; возникают любительские муз. об-ва — «Гармония» (1875), «Лютня» (1881), «Эхо» (1887) и др. В 1893 был создан Союз муз. и певч. об-в польских и русских (украинских). Нек-рые из них занимались изданием нот и музыкальным просвещением. С хором об-ва «Боян», а также в сольных концертах часто выступали известные укр. певцы: С. А. Крушельницкая, А. Ф. Мышуга, M. E. Менцинский и др. В 1902 была создана Львовская филармония с симф. оркестром (существовал 2 сезона), занимавшаяся впоследствии вместе с Концертным бюро М. Тюрка (антрепренёр) и Галицийским муз. об-вом организацией конц. жизни. В 19 в. в городе гастролировали композиторы — Ф. Лист (1847), Г. Венявский (1857, 1877), А. Г. Рубинштейн (1879), И. Брамс (1880), В. Желеньский (1880, 1891), с нач. 20 в. — Г. Малер, Р. Штраус, Р. Леонкавалло, М. Карлович, Л. Ружицкий, Н. В. Лысенко, И. Падеревский, К. Шимановский, М. Равель, Б. Барток, а также симф. оркестры «Tonkьnstler» (Вена), Варшавской филармонии, Пражской студенч. филармонии, разл. камерные ансамбли, мн. выдающиеся исполнители — певцы, инструменталисты, дирижёры.

В 1903 укр. муз. деятели, объединив мн. об-ва, организовали «Союз спiвацьких i музичних товариств» (в 1907 переименован в «Музичне товариство iм. M. Лисенка»), сыгравший наряду с Львовским «Бояном» большую роль в распространении муз. культуры не только во Л., но и во всей Зап. Украине: здесь звучала музыка Н. В. Лысенко, Н. Д. Леонтовича, К. Г. Стеценко, Я. С. Степового, а также Ф. М. Колоссы, С. Ф. Людкевича, О. И. Нижанковского, А. К. Вахнянина, Д. В. Сичинского и др., чья деятельность была неразрывно связана с этими об-вами. Среди прогрессивной части зап.-укр. общественности издавна наблюдалась большая тяга к сближению с Левобережной Украиной, к культуре и иск-ву рус. народа. Эти тенденции значительно усилились после Oкт. революции 1917. Муз. об-во им. Н. Лысенко устраивало концерты из произв. укр. сов. композиторов, его передовые деятели знакомили население Л. с достижениями сов. музыки. С нач. 20 в., особенно после 1-й мировой войны 1914–18, наблюдается нац. обособленность мн. муз. об-в. В 1919 возник Польский муз.-педагогич. союз, в 1920 — Евр. муз. об-во (в 1927 переименовано в Евр. литературно-артистич. об-во), в 1921 — симф. оркестр Польского союза музыкантов (осн. в 1920), в 1934 — Союз укр. проф. музыкантов. В период господства в Л. буржуазной Польши усиливается начавшаяся ещё во время австр. оккупации дискриминация укр. населения, его культуры и иск-ва. В то же время (в основном в последней четв. 19 в.) среди прогрессивных укр. и польских муз. деятелей постоянно наблюдались тенденции к развитию и укреплению взаимных дружеств. связей. В кон. 20-х и особенно в 30-е гг. 20 в. во Л. приходят в упадок мн. об-ва, муз. уч. заведения, оркестры. В этот период начинают свою творч. деятельность композиторы А. М. Солтыс, Н. Ф. Колесса, Н. О. Нижанковский, Ю. П. Коффлер и др.

С 1776 во Л. начал работу Императорско-корол. привилегированный т-р, имевший нем. проф. труппу; с 1780 здесь выступали также разл. приезжие польские труппы, а с 1809 — постоянная. Нем. труппа ставила преим. оперы, зингшпили, балеты, польская — трагедии, мелодрамы, водевили, реже оперы. В 1792–99 дирижёром т-ра был Ю. Эльснер, с 1809 концертмейстером, а в 1811–15 дирижёром — К. Липиньский. В разные годы работали дирижёры — С. Сервачинский, И. Эрнести, А. Браун, И. Гуневич, Г. Ярецкий, Л. Челянский, Ф. Спетрино, Г. Оценьский, Ф. Сломковский, С. Невядомский и др. С 1842 т-р перешёл в специально построенное графом С. Скарбеком здание (ныне — Т-р им. М. Заньковецкой), а с 1900 — в т. н. гор. Большой т-р. В 1872 нем. труппа прекратила существование, и спектакли шли только на польском яз. Были поставлены мн. оперы В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Россини, Ф. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини и др. зап.-европ. композиторов, а также оперы польских и рус. композиторов (в т. ч. П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского). В этом т-ре начинали свою оперную деятельность певцы — С. А. Крушельницкая, Я. Королевич-Вайдова, Т. Аркльова, И. Богусс-Хеллерова, А. Ф. Мышуга, З. Моссочи, А. Дидур (выпускники Львовской консерватории), гастролировали мн. известные вокалисты. В 20-30-е гг. 20 в. т-р переживает глубокий кризис, не имеет постоянного состава. Укр. население Л., находясь под двойным гнётом — австр. чиновников и польской буржуазии, развивало свою культуру и иск-во в крайне трудных условиях. Укр. проф. муз.-драм. т-р открылся во Л. только в 1864 спектаклем «Маруся» (по повести Г. Ф. Квитки-Основьяненко с музыкой В. Квятковского; в антрактах были исполнены две т. н. симфонии из нар. песен M. M. Вербицкого). Укр. труппа, до 1939 не имевшая своего постоянного помещения и не допускавшаяся на сцены городских т-ров, ставила муз. драмы, оперетты, изредка оперы. Музыку ко мн. спектаклям писали зап.-укр. композиторы.

В 1586 при Львовском братстве была создана школа, где обучали музыке, в т. ч. пению. В 1838 Галицийское муз. об-во основало муз. школу (с 1854 именовалась консерваторией, в 1880 это назв. было закреплено официально, с 1919 — консерватория Польского муз. об-ва). В этом уч. заведении учились мн. видные деятели польского и укр. муз. иск-ва. Со 2-й пол. 19 в. во Л. возникло множество небольших частных муз. школ. Наиболее известны: школы Л. Марека (осн. в 1870), К. Микули (1887), Львовский муз. ин-т А. Нементовской (1902, в 1931 переименован в Консерваторию им. К. Шимановского), школы С. Каспарек (1907), М. Рейсс (1911), им. И. Падеревского (1919). В 1903 основано первое укр. уч. заведение — Высший муз. ин-т (с 1912 — им. Н. В. Лысенко), к-рый создал свои филиалы во мн. городах Зап. Украины. В 1912 А. Хыбиньский организовал во Львовском ун-те кафедру музыковедения, в 1914 ставшую Ин-том истории музыки (с 1920 — Ин-т музыковедения). В изданных этнографич. комиссией Науч. об-ва им. Т. Г. Шевченко (осн. в 1872) «Этнографических сборниках» (ок. 30) опубликованы ценные исследования по укр. нар. муз. творчеству, нотные сб-ки укр. нар. песен, соч. укр. композиторов и музыковедов, в т. ч. И. Я. Франко, Ф. М. Колессы, С. Ф. Людкевича, В. М. Гнатюка и др.

Муз. культура Л. вступила в качественно новую фазу своего развития после воссоединения Зап. Украины с УССР (1939). Постановлением СНК УССР от 19 дек. 1939 во Л. впервые создана гос. филармония, в состав к-рой вошли — симф. оркестр (первоначально был при Радиокомитете; первые дирижёры И. И. Паин, H. P. Колесса), проф. хор. капелла «Трембита» (первые худ. рук. П. Г. Гончаров, А. А. Сорока; с 1951 — засл. хор. капелла УССР), солисты — певцы, инструменталисты, артисты эстрады. С 1959 при филармонии работает Прикарпатский ансамбль песни и танца (осн. в 1946, с 1969 — засл. коллектив УССР, первый худ. рук. Ю. А. Корчинский). Уже в 1939 были также созданы областной Дом нар. творчества с хоровой капеллой и оркестром нар. инструментов, муз. уч-ще, 3 муз. школы, филиал Ин-та фольклора АН УССР (под рук. Ф. М. Колессы) и др. С 1940 начинает работать первый на Зап. Украине проф. укр. т-р оперы и балета (см. Львовский театр оперы и балета), с 1947 — Т-р муз. комедии (в 1954 переведён в Одессу). В 1940 создано Львовское отделение CK Украины (в 1975 — 19 членов). Мн. муз. коллективы города с успехом выступают во Л. и гастролируют в городах Сов. Союза; своей конц. деятельностью они в значит. мере способствуют развитию муз. культуры Украины, став постоянными пропагандистами творчества укр. композиторов. Активное участие в конц. жизни города принимают студенты и студенч. муз. коллективы Львовской консерватории, а также лучшие коллективы художеств. самодеятельности. Во Л. гастролировали видные сов. композиторы, в т. ч. М. А. Ашрафи, Р. М. Глиэр, К. Ф. Данькевич, Б. Н. Лятошинский, Г. И. Майборода, Л. Н. Ревуцкий, О. В. Тактакишвили, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Д. Д. Шостакович, А. Я. Штогаренко, Г. Г. Эрнесакс и др., выступали крупнейшие сов. музыканты, а также известные заруб. исполнители и муз. коллективы. Концерты проходят в зале филармонии, концертных залах консерватории (в 1968 открыт концертный зал органной музыки), во Дворце культуры им. Ю. А. Гагарина и др.

На базе Высшего муз. ин-та им. Н. В. Лысенко и консерваторий Польского муз. об-ва и им. К. Шимановско-го в 1939 создана первая в зап. областях Украины Гос. консерватория (с 1944 — им. Н. В. Лысенко). В консерватории имеется 6 ф-тов (композиторский, историко-теоретич., дирижерский, фп., вок., оркестровый), дневное, вечернее, заочное и подготовит. отделения. При консерватории работают: оперная студия, хор, оркестры (симф., камерный, нар. инструментов, укр. нар. инструментов), ансамбли (бандуристов, нар. инструментов и др.); эти коллективы принимают активное участие в муз. жизни города. Во Л. работают также: средняя спец. муз. школа-интернат им. С. А. Крушельницкой, музыкальное, культурно-просветит. и муз.-педагогич. (им P. M Колессы) уч-ща, 4 детские муз. школы и неск. их филиалов, вечерняя муз. школа общего муз. образования, 10-летняя муз. студия и вок. студия для взрослых при консерватории. Кафедра музыки существует также в Высшем военно-политич. уч-ще Сов. Армии и Военно-Морского Флота.

Небывалого расцвета достигла художеств. самодеятельность. При мн. клубах, дворцах и домах культуры созданы симф. оркестры, камерные, духовые, оркестры нар. инструментов, хор. коллективы, разл. ансамбли, в числе к-рых: засл. коллективы УССР — ансамбль танца «Юность», вок.-хореографич. ансамбль «Галичина», хор. капелла Дома культуры работников связи, нар. симф. и духовой оркестры Политехнич. ин-та, нар. эстр. оркестр «Медикус» Медицинского ин-та и др. С 1965 ежегодно проводится фестиваль иск-в «Львовская золотая осень».

Литература: Лисса С., Музыка в Советском Львове, пер. с польск., «СМ», 1940, No 9, с. 91–94; Нариси iсторiп Львова, Львiв, 1956; Загайкевич М., Музичне життя Захiдноi Украiни другоi половини XIX стю, Киiв, 1960; Кордiанi Б., На оновленiй землi, Киiв, 1960; Мельничук-Лучко Л., Тернистим шляхом. 3 icтopiп захiдноукрапнського театру, Львiв, 1961; Рудницький М., В наймах у Мельпомени, Кипв, 1963; Волинський Й., Музична культура Галичини 60-х poкiв XIX ст., в сб.: Живi сторiнки украiнськоi музики, Киiв, 1965; его же, У боротьбi за украiнську нацiональну музику. (3 музичного життя Галичини 50-х рокiв XIX ст.), в сб.: Украiнське музикознавство, вип. 4, Киiв, 1969; Iсторiя украiнськоi дожовтневоi музики, под ред. О. Я. Шреер-Ткаченко, Киiв, 1969; Iсаевич Я., Братства i украпнська музична культура XVI–XVIII ст., в сб.: Украiнське музикознавство, вип. 6, Киiв, 1971; Ateneum (Almanach Lwowski), Rocznik 1–2, Lwуw, 1928–29; Cepnik H., Kozicki W., Scena Lwowska. (1780–1929), Lwуw, 1929; Konserwatorium Polskiego Towarzystwa Muzycznego we Lwowie, Lwуw, 1939; Rajaczkowski F., Teatr Lwowski pod dyrekcja Tadeusza Pawlikowskiego. 1900–1906, Kr., 1961.

Л. З. Мазепа
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Глинка Михаил Биографии

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Израильский балет Балет и танец
Веснянки Музыкальные жанры
Туше Термины и понятия
Барабан Музыкальные инструменты
Сен-Санс Камиль Биографии
Раздельноречие Церковная музыка
Децимет Термины и понятия
Варшава музыкальная Национальные культуры
Кеманча (кяманча) Национальные культуры
Опера-буффа Термины и понятия

Реклама