Интродукция (от лат. introductio — введение).
1) Краткое вступление к первой части циклич. инстр. произведений (симфоний, дивертисментов, реже струн. квинтетов, квартетов, трио, сонат, вариац. циклов), а также к одночастным инстр. сочинениям (увертюрам). В фортепианной сонате Л. Бетховена ор. 53 встречается интродукция ко 2-й заключительной части цикла. Интродукция обычно развёртывается в медленном темпе (grave, largo, adagio, реже andante), нередко имеет патетич. или торжеств. характер (обозначение maestoso). Во мн. случаях завершается половинной каденцией. Зачастую инстр. вступления, по типу относящиеся к интродукции, лишены этого обозначения (напр., в симфониях Й. Гайдна).
2) Род оперной или балетной увертюры; обычно бывает более краткой и отличается свободой построения (напр., интродукция к опере «Евгений Онегин»). В нем. музыке в сходном значении употребляется термин Vorspiel. Встречаются интродукции и к отд. актам оперы; как правило, они непосредственно переходят в первый вок. номер данного акта («Фиделио», начало 2-го акта).
3) Вок. ансамбль или хор. сцена в опере, непосредственно следующие за увертюрой и открывающие собой 1-е действие оперы (напр., в операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.