Franz von Suppé
Зуппе — основоположник австрийской оперетты. В своем творчестве он сочетает некоторые достижения французской оперетты (Оффенбаха) с традициями чисто венского народного искусства — зингшпиля, «волшебного фарса». Музыка Зуппе соединяет в себе щедрую мелодику итальянского характера, венские танцевальные, особенно вальсовые, ритмы. Оперетты его отличаются великолепно разработанной музыкальной драматургией, яркой характеристичной обрисовкой действующих лиц, разнообразием форм, приближающихся к оперным.
Франц фон Зуппе — настоящее имя его Франческо Зуппе-Демелли — родился 18 апреля 1819 года в далматинском городе Спалато (ныне Сплит, Югославия). Предки его по отцу были выходцами из Бельгии, обосновавшимися в итальянском городе Кремоне. Отец его служил в Спалато окружным комиссаром и в 1817 году женился на уроженке Вены Катарине Ландовской. Их вторым сыном и стал Франческо. Уже в раннем детстве он показал незаурядное музыкальное дарование. Играл на флейте, с десяти лет сочинял несложные пьесы. Семнадцатилетним юношей Зуппе написал Мессу, а через год — свою первую оперу «Виргиния». В это время он живет в Вене, куда переехал вместе с матерью в 1835 году, после смерти отца. Здесь он занимается у С. Зехтера и И. Зейфрида, позднее знакомится с известным итальянским композитором Г. Доницетти и пользуется его консультациями.
Начиная с 1840 года Зуппе работает дирижером и театральным композитором в Вене, Пресбурге (ныне Братислава), Оденбурге (ныне Шопрон, Венгрия), Бадене (близ Вены). Он пишет бесчисленное количество музыки для различных спектаклей, но время от времени обращается к крупным музыкально-театральным формам. Так, в 1847 году появляется его опера «Девушка в деревне», в 1858 году — «Третий параграф». Через два года Зуппе дебютирует как опереточный композитор одноактной опереттой «Пансионат». Пока еще это лишь проба пера, как и следующая за ней «Пиковая дама» (1862). Но третья одноактная оперетта «Десять невест и ни одного жениха» (1862) приносит композитору европейскую известность. Следующая оперетта, «Веселые школяры» (1863), основана полностью на венских студенческих песнях и тем самым является своего рода манифестом венской опереточной школы. Далее появляются оперетты «Прекрасная Галатея» (1865), «Легкая кавалерия» (1866), «Фатиница» (1876), «Боккаччо» (1879), «Донья Жуанита» (1880), «Гасконец» (1881), «Сердечный друг» (1882), «Матросы на родине» (1885), «Красивый мужчина» (1887), «Погоня за счастьем» (1888).
Лучшие из произведений Зуппе, созданные на протяжении одного пятилетия,— «Фатиница», «Боккаччо» и «Донья Жуанита». Хотя композитор всегда работал вдумчиво, тщательно, в дальнейшем он не смог больше подняться до уровня этих трех своих оперетт.
Работая дирижером почти до последних дней жизни, Зуппе на склоне лет почти не писал музыки. Умер он 21 мая 1895 года в Вене.
Среди его произведений — тридцать одна оперетта, Месса, Реквием, несколько кантат, симфония, увертюры, квартеты, романсы и хоры.
Л. Михеева, А. Орелович