Евгений Тихонович Райков

Дата рождения
25.03.1937
Дата смерти
11.06.2010
Профессия
Тип голоса
тенор
Страна
Россия, СССР

Евгений Тихонович Райков (25 марта 1937 — 11 июня 2010) — русский советский оперный певец (тенор), актёр. Народный артист СССР (1982).

«Лирический голос красивого тембра, сильные и звонкие верхние ноты, прекрасная кантилена, музыкальность, задушевность», — так охарактеризовал один из современников советского певца Евгения Тихоновича Райкова, чья сценическая жизнь была связана с Большим театром.

Евгений Райков появился на свет в Москве. Его детство и отрочество пришлись на тяжелые годы — сначала война, потом послевоенная разруха. С тринадцатилетнего возраста будущий певец, чтобы помочь семье, трудился на заводе «Машиностроитель» на Красной Пресне. Увлечений у него в юности было немало, и во всех он достиг высот — имел первый разряд по плаванию и футболу, был мастером по вольной борьбе. Но делом его жизни стала другая страсть — к пению. На сцене Дома культуры он с удовольствием исполнял русские народные песни, которые слышал еще в детстве от матери. Входили в его репертуар и современные песни, за одну из них — «Не кочегары мы, не плотники» из кинофильма «Высота» — Райков получил первую в своей творческой биографии награду.

Борис Перфильевич Шибанов — руководитель вокального кружка, где занимался Райков — оценил его талант по достоинству и посоветовал поступить в консерваторию. Это Райкову не удалось, зато в Институт им. Гнесиных он был принят. Здесь его наставницей была Ксения Аркадьевна Малькова. В годы учения Райков продолжал работать на заводе — всё-таки полной уверенность в своем артистическом будущем у него не было, и он считал, что «честнее быть хорошим рабочим, чем плохим артистом». К счастью, на заводе к нему относились с пониманием: ставили в удобную для него смену, при необходимости подменяли, чтобы он мог посещать занятия.

На третьем курсе на одаренного студента обратил внимание солист Большого театра Алексей Алексеевич Большаков. По его совету Райков решил попытать счастья в Большом театре. После успешного прослушивания он был принят туда в качестве стажера. Только тогда он покинул завод — ведь теперь работа в театре в сочетании с продолжающейся учебой в Институте не оставляла места ни для чего другого.

Сценическая карьера Райкова началась с небольших ролей в операх русских композиторов: Стрелецкий начальник в «Хованщине» Модеста Петровича Мусоргского, Запевала в «Евгении Онегине» Петра Ильича Чайковского, Русский воин в «Иване Сусанине» Михаила Ивановича Глинки, но выступал он и в западных операх — например, в роли Гонца в «Аиде» Джузеппе Верди. Первой большой партией в его репертуаре стал Князь в «Русалке» Александра Сергеевича Даргомыжского, причем этот спектакль с участием Райкова транслировался по телевидению.

Учебу в Институте им. Гнесиных Райков завершил в 1962 году. В том же году он принял участие во Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки. Его успех на этом музыкальном состязании оказался весьма скромным — всего лишь пятая премия, но на талантливого певца обратили внимание — он был включен в список кандидатов на стажировку в «Ла Скала». В ближайшие годы в его репертуаре одна за другой появлялись новые партии — Фентон в «Фальстафе», Владимир Игоревич в «Князе Игоре», Боян в «Руслане и Людмиле», Индийский гость в «Садко», Рулевой в «Летучем голландце», а в 1964 году он впервые исполнил партию Ленского в «Евгении Онегине».

Стажировку в «Ла Скала» Райков проходил в 1966 году под руководством Дженнаро Барра. По возвращении из Италии в репертуаре Райкова появились новые партии в западной оперной классике: Радамес в «Аиде» Джузеппе Верди, Пинкертон в «Чио-чио-сан» Джакомо Пуччини, заглавная роль в «Фаусте» Шарля Гуно. В то же время он продолжал петь в русских операх. В 1967 году на гастролях в Монреале он исполнил партию княжича Всеволода в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Андреевича Римского-Корсакова, а в 1969 году в Париже — партию Самозванца в «Борисе Годунове». Партнершей его была Елена Образцова. В 1970 году певец удостоился второй премии на вокальном конкурсе в Болгарии (первая премия тогда не была присуждена никому).

Важной страницей творчества Райкова было исполнение партий второго плана: Голицын в «Хованщине», Шуйский в «Борисе Годунове», Раймонд в «Орлеанской деве» в его интерпретации — это не «фон» для центральных героев, а самобытные, яркие образы. Наряду с классикой прошлого он выступал в операх композиторов-современников — например, пел Ноздрева в «Мертвых душах» Родиона Константиновича Щедрина, Рыбака в «Октябре» Вано Ильича Мурадели. В составе труппы Большого театра Райков немало гастролировал — ему рукоплескали Болгария, Нидерланды, Польша, Австралия.

Талант Райкова проявился не только в опере, но и в кинематографе. Он снимался в фильмах «И на Тихом океане», «Поговорим, брат», «Легенда о Тиле».

На протяжении четырех лет, начиная с 1990 года, певец возглавлял оперную труппу Большого театра.

Евгений Райков ушел из жизни в 2010 году.

реклама

вам может быть интересно

Фриц Крейслер Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама