Рамон Винай

Ramón Vinay

Дата рождения
31.08.1911
Дата смерти
04.01.1996
Профессия
Тип голоса
баритон, тенор
Страна
Чили
Рамон Винай

Рамон Винай – певец с необычной, если не сказать – уникальной сценической судьбой. В разные периоды своей исполнительской карьеры ему удалось охватить практически весь диапазон мужских оперных партий. В репертуар Виная входили и теноровые, и баритоновые, и даже басовые партии.

Рамон Марио Франсиско Винай Сепульведа появился на свет в чилийском городе Чильяне. Отец его был французом, а мать – итальянкой. Рамон был третьим из четверых детей в семье. Вокальная одаренность мальчика проявилась рано, и мать начала обучать ее пению. Отец, проживая в Чили, сохранял французское гражданство, поэтому с началом Первой мировой войны был вынужден отправиться во Францию и стать солдатом, но через три года дезертировал и возвратился в Чили. В 1920 году, воспользовавшись гарантией амнистии со стороны французского правительства, отец вместе с детьми перебрался во Францию, где Рамон и получил образование. В семнадцатилетнем возрасте он по настоянию отца уехал в Мексику, где некоторое время работал в компании, принадлежавшей семье его бабушки, а позднее Рамон и его брат основали небольшую собственную фабрику. Однако гораздо в большей степени, чем бизнес, его увлекало вокальное искусство.

Обучение пению Рамон возобновил в 1930 году. В период обучения он работал в основном над репертуаром для баса, однако дебют молодого певца состоялся в баритоновой партии – в 1931 году в Мехико он выступил в роли Альфонса XI в опере Гаэтано Доницетти «Фаворитка». В последующие годы исполнитель неоднократно выступал на мексиканском радио, а его оперная карьера продолжилась в 1938 году.

Репертуар Виная обогащался всё новыми партиями: заглавная роль в «Риголетто», Жорж Жермон в «Травиате», Тонио в «Паяцах». Однако в 1943 году артист решился сделать крутой поворот в своей оперной карьере – переключиться на теноровый репертуар. Первой ролью, которую исполнил Рамон Винай в таком качестве, стала партия Хозе в опере «Кармен». После дебюта в новом качестве певец успешно исполнял теноровые партии, но особая тембровая окраска, характерная для баритона, по-прежнему сохранялась, и это придавало его тенору неповторимое звучание, по-новому окрашивая хорошо известные публике мелодии, внося новые черты в интерпретацию того или иного образа. Например, Хозе в интерпретации многих певцов выглядит подчеркнуто лиричным и даже наивным, но Винай подчеркивал в образе этого персонажа совсем иное начало – пламенную страсть, которая в конечном итоге и приводит его к падению. Страстность эта проявляется даже в лирических эпизодах – например, в арии с цветком.

В 1944 году Винай впервые выступил в роли Отелло. Этой партии суждено было стать его коронной ролью – знатоки и ценители оперного искусства признают его лучшим Отелло ХХ столетия наравне с Марио дель Монако. Исторической считается запись этого вердиевского шедевра, осуществленная с его участием в 1947 году (партию Дездемоны в этой записи исполняла Эрва Нелли, а Джузеппе Вальденго пел Яго). Партию Отелло Рамон Винай исполнял на протяжении многих лет с неизменным успехом. Пел он не только на сцене – на различных приемах он нередко выступал с арией из последнего акта, звучащей в сцене смерти героя. Однажды Винай был приглашен на большой праздник, проходивший в погребах, где производится «Конча и Торо» – чилийское изысканное вино, и даже там он исполнил этот фрагмент из «Отелло». По свидетельству Пласидо Доминго, который тоже присутствовал на этом празднике, «выглядело это несколько странно, но в то же время очень трогательно».

В качестве тенора певец выступал с 1946 года на сцене Метрополитен-опера. В теноровый репертуар Виная входили такие партии, как Каварадосси в «Тоске» Джакомо Пуччини, Канио в «Паяцах» Леонкавалло, Самсон в «Самсоне и Далиле» Камиля Сен-Санса. С 1952 года по 1957 он выступал на Байрёйтском фестивале. В качестве вагнеровского певца Винай тоже демонстрировал оригинальность интерпретации образов. Например, в образе Тангейзера он подчеркивал не столько черты поэта и певца, сколько черты храброго рыцаря, без колебаний идущего навстречу своей судьбе.

В начале 1960-х годов певец решился вновь круто изменить карьеру. В 1962 году он последний раз выступил в качестве тенора в Метрополитен-опера – это была партия Ирода в «Иродиаде» Жюля Массне, а через несколько месяцев исполнил на Байрёйтском фестивале партию Тельрамунда в «Лоэнгрине». Так состоялось его возвращение к баритоновому репертуару. В последующие годы Винай пел Скарпиа в «Тоске», Марселя в «Богеме», Эскамильо в «Кармен», Белькоре в «Любовном напитке», Голландца в «Летучем голландце», Яго в «Отелло» Но это было еще не все, чем удивил публику Винай: в 1966 году он начал выступать как бас! В его репертуар вошли партии Великого инквизитора в «Доне Карлосе», Варлаама в «Борисе Годунове», Дона Базилио в «Севильском цирюльнике», Вотана в «Золоте Рейна». Правда, как бас он не снискал такого успеха, как в качестве баритона и тенора.

В 1966 году Винай принял решение завершить оперную карьеру. Его прощальным спектаклем стал «Отелло», представленный в Сантьяго – столице Чили. В первом и втором актах певец исполнял партию Яго, а в третьем и четвертом – Отелло. В последующие пять лет певец время от времени давал сольные концерты, а затем отказался от сценической деятельности окончательно.

Рамон Винай скончался в 1996 году в Мексике.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама