Ян Вацлав Антонин Стамиц

Дата рождения
19.06.1717
Дата смерти
27.03.1757
Профессия
Страна
Чехия
Ян Вацлав Антонин Стамиц

Ян Вацлав Антонин Стамиц (чеш. Jan Václav Antonín Stamic; нем. Johann Wenzel Anton Stamitz; 19 июня 1717 — 27 марта 1757) — чешский композитор, дирижёр, скрипач, основоположник Мангеймской школы. Отец Карла Стамица и Антона Стамица.

«Отцом симфонии» традиционно называют Йозефа Гайдна, но любое значительное явление имеет свою предысторию. У Гайдна были предшественники в лице композиторов Мангеймской школы, основоположником которой считается Ян Вацлав Антонин Стамиц.

Родина композитора – город Немецкий Брод (ныне Гавличкув-Брод), расположенный на территории современной Чехии. Семья имела словенское происхождение – предки Стамица во второй половине XVII столетия переехали из Марибора в Богемию. Ян Вацлав был старшим из одиннадцати детей органиста Антонина Игнаца Стамица, служившего в костеле. Отец разглядел одаренность сына и стал его первым наставником в музыкальном искусстве, начав обучать шестилетнего Яна игре на скрипке. Позднее Ян приступил к освоению и других музыкальных инструментов – виолы д’амур, контрабаса, виолончели. Обучаясь в городе Йиглаве в иезуитской гимназии, мальчик играл в оркестре, одновременно постигая искусство композиции, входившей в курс обучения. Композицию в иезуитских школах преподавали прекрасные учителя, и Стамиц получил весьма солидную подготовку. Сохранившиеся ранние сочинения композитора относятся к области церковной и камерной музыки.

Стамицу было семнадцать лет, когда он стал студентом пражского Карлова университета. В этом старейшем университете Центральной Европы Ян изучал философию, но проучился он там недолго: уже через год он понял, что философия – это не его призвание, и покинул университет, чтобы полностью отдаться служению музыке.

В 1741 г. он был приглашен в Мангейм – резиденцию Пфальцских курфюрстов. В Мангеймской капелле играли прекрасные музыканты (причем среди них было немало выходцев из Моравии и Чехии, где традиция инструментального исполнительства была особенно сильна), следовательно, приглашение Стамица в этот оркестр можно рассматривать как признание его исполнительского таланта. Сохранившаяся рецензия на его концерт во Франкфурте-на-Майне характеризует его как блестящего виртуоза, в равной степени владеющего скрипкой, контрабасом, виолончелью и виолой д’амур. На том же концерте Стамиц выступил и как композитор, представив концерт для двух хоров.

В Мангейме карьера Стамица развивалась довольно быстро: в 1744 г. он стал концертмейстером, а по прошествии четырех лет возглавил придворную капеллу. В те же годы произошло важное событие в личной жизни Стамица – в 1744 г. его супругой стала Мария Антония Люнеборн. В этом браке родилось четверо детей, один из них умер в младенчестве (что, к сожалению, было обычным явлением для того времени), дочь Стамица Франциска стала актрисой и супругой валторниста Ланга, а сыновья Карл Филипп и Антонин продолжили музыкальную династию Стамицев.

Что можно сказать о возглавляемом Стамицем Мангеймском оркестре кроме того, что в нем играли первоклассные исполнители? Прежде всего, состав его для описываемой эпохи был весьма большим, если не сказать – огромным: одних только исполнителей на струнных инструментах в нем насчитывалось три десятка, кроме того, в оркестр входили литавры, два флейтиста, два гобоиста, два фаготиста, два трубача и четверо валторнистов. Важным фактором было присутствие в составе оркестра двух кларнетистов – примечателен не столько сам факт их участия (кларнеты в то время уже использовались и в других оркестрах), сколько поручение им достаточно сложных партий. Впрочем, развитость и самостоятельность партий духовых инструментов в целом характерна для творчества Стамица и его последователей – композиторов Мангеймской школы. Но у кларнетистов есть причины быть особенно благодарными Стамицу – он был вторым после Иоганна Мельхиора Мольтера композитором, создавшим концерт для кларнета.

Другие примечательные особенности Мангеймского оркестра были связаны с динамическими оттенками. Выделение некоторых мелодических оборотов называли «мангеймскими вздохами», а мощное крещендо и яркие динамические контрасты потрясали современников. Немецкий композитор и поэт Фридрих Шубарт сравнивал нюанс f Мангеймского оркестра с водопадом, р – с легким весенним ветром, а диминуэндо – с журчанием ручья, замирающим в отдалении. Всё это было непохоже на сдержанную динамику, присущую стилю барокко. Преодолеть влияние этого стиля, которое еще было довольно сильным (ведь еще были живы Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель) Стамиц сумел не только как капельмейстер, но и как композитор.

Осенью 1754 г. Стамиц отправился в Париж, где пробыл до сентября следующего года. Имя композитора было известно во французской столице – там жили и работали его ученики, а в 1751 г. в Париже прозвучала симфония Стамица. Он успешно концертировал во Франции, а состоятельный любитель музыки Жан де Пуплиньер по его совету включил в свой частный оркестр валторны.

О последних годах жизни Стамица известно мало. Композитор скончался в Мангейме в возрасте сорока лет.

Творческое наследие Стамица включает более ста семидесяти произведений, среди которых – симфонии, сонаты, инструментальные концерты, квартеты, трио, мессы. Традиции, заложенные Стамицем, получили развитие в творчестве его сыновей и других композиторов Мангеймской школы, оказавшей влияние на Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама