Театр «Ла Монне»

Théâtre Royal de la Monnaie

Город
Брюссель
Год основания
1700
Тип
Театр «Ла Монне» / Théâtre Royal de la Monnaie

Основателем театра был губернатор Габсбургских Нидерландов Максимилиан Эммануэль II. Первое здание оперы в Брюсселе было построено в период с 1695 по 1700 год венецианскими архитекторами Паоло и Пьетро Бецци, приглашёнными итальянским музыкантом и финансистом Джио Паоло Бомбарда (казначея штатгальтера габсбургских Нидерландов), на месте старого монетного двора, разрушенного войсками французского короля Людовика XV. Отсюда и название — Ла Монне, что значит «монета».

Точная дата и название премьерного спектакля до наших дней не сохранились — но в газетах упоминается пьеса Жан-Батиста Люлли «Аттис». «Монета» в XVIII столетии считалась одним из красивейших театров Европы. В XVIII столетии Ла Монне был вторым франкоговорящим театральным коллективом после самых известных парижских театров. Особенного расцвета театр добился в годы правления Шарля Александра Лотарингского, покровительствовавшего изящным искусствам. Тогда в Ла Монне существовали очень популярные оперные и балетные труппы, а также собственный оркестр.

В годы революции и во время наполеоновского правления здание театра стало приходить в упадок, в определенные годы здесь даже размещалось французское ведомственное учреждение. Постройка обветшала, поэтому Наполеон приказал возвести новое здание. В 1818 году на смену старому зданию началось строительство нового, более монументального здания в неоклассическом стиле, которое решили расположить прямо посередине площади. В мае 1819 года новая сцена была открыта показом оперы А. Гретри «Караван из Каира». Этот театр, спроектированный и построенный Луи Дамемом, открылся в 1819 году, но прослужил искусству недолго: большая часть здания погибла в огне в 1855 году. И все-таки «тот» оперный театр Ла Монне сыграл особую роль и в политической истории Бельгии.

Одним из главнейших событий в истории существования театра стала постановка оперы Д. Обера «Немая из Портичи», которая была запрещена королем как содержащая подстрекательское содержание. Но 25 августа 1830 года она все-таки была поставлена на сцене театра Ла Монне, во время действия здесь начался бунт, который стал предтечей революции в стране, приведшей к независимости Бельгии. С его сцены 25 августа 1830 года, на день рождения короля Нидерландов Вильгельма I, во время действия оперы Обера «Немая из Портичи», при исполнении арии Назарелло прозвучал лозунг-клич Aux armes! Aux armes! («К оружию! Всем к оружию!»), ставший катализатором Бельгийской революции, закончившейся провозглашением независимости Бельгии.

Театр «Ла Монне» / Théâtre Royal de la Monnaie

Нынешняя Ла Монне была возведена в 1855 году после того, как пожар уничтожил в Опере зрительный зал, архитектором Жозефом Пулартом, построившим затем Дворец Правосудия и окончательно сошедшим с ума во время этой работы...

Очередная реконструкция была проведена почти через полтора столетия — в 1985 году льежский архитектор Шарль Ванденхове модернизировал зрительный зал и восстановил цвета, которые были изначально использованы в его внутреннем декоре. Для здания театра характерно сочетание различных эпох и стилей: каждый из мастеров, реставрировавших здание театра после Луи Дамема, привнёс часть своего мироощущения, сохранив основную идею.

Так, фасад остался в неоклассическом стиле, фронтон до сих пор украшает спасённый от огня барельеф работы Эжена Симони на тему гармонии человеческих страстей (1853). При Поларте в декоре здания появились скульптуры, которые выполнили его брат Виктор Поларт и Эжид Мело. Шарль Ванденхове перепланировал вестибюль и оформил его в сотрудничестве с американскими художниками Солом Левиттом и Сэмом Френсисом в современном чёрно-белом геометрическом стиле. В то же время, декор парадных лестниц состоит из монументальных панно работы символиста Эмиля Фабри, которые относятся к первой трети 20 века.

В интерьере зрительного зала элементы необарокко соседствуют с неоампиром, а королевская ложа выдержана в постмодернистском духе.

Нынешний зал вмещает 1150 мест, фойе театра рассчитано также на 250 сидячих мест. Театр Ла Монне обязан своей известностью деятельностью балетмейстера Мориса Бежара (с 1960 года), а также руководству Жерара Мортье, генерального директора Оперы в период с 1982 по 1992 год. С августа 2007 года гендиректором оперы Ла Монне является Питер де Калюве, в прошлом — директор Нидерландской Оперы в Амстердаме. Музыкальный руководитель — японский дирижёр Казуси Оно.

Национальная опера Бельгии в последние десятилетия числится среди передовых европейских оперных площадок. В 2011 году Ла Монне был признан лучшим из крупнейших оперных домов.

реклама

вам может быть интересно

Оперный театр Осло Театры и залы

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама