Александр Николаевич Бенуа

Alexandre Benois

Дата рождения
03.05.1870
Дата смерти
09.02.1960
Профессия
Страна
Россия
Л. С. Бакст. Портрет А. Н. Бенуа. 1898

Александр Николаевич Бенуа (21 IV (3 V) 1870, Петербург — 9 II 1960, Париж) — русский живописец, график, театральный художник, историк искусств, художественный и музыкальный критик, режиссёр. Род. в семье архитектора Н. Л. Бенуа. В 1894 окончил юридический факультет Петербургского университета. С детских лет увлекался музыкой, оказавшей глубокое влияние на его искусство живописца, был хорошим пианистом. В 1900 выступил впервые как театральный художник (опера «Месть амура» А. С. Танеева, Эрмитажный театр, Петербург).

Автор сценария балета «Павильон Армиды» Черепнина (1907) и либретто балета «Петрушка» (1911). С 1908 работал для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (создал декорации к спектаклям: «Борис Годунов», 1908; «Петрушка», 1911, и «Соловей», 1914, Стравинского). С 1918 заведовал картинной галереей Эрмитажа. С 1919 член директории Академического театра оперы и балета в Петрограде (бывший Мариинский театр), его постоянный художник. Как режиссёр поставил здесь оперу «Пиковая дама» (1921).

С 1926 жил и работал в Париже. Среди работ Бенуа этого периода — декорации к спектаклям «Золотой петушок» (1927, театр «Гранд-Опера», Париж), «Евгений Онегин» (1938, театр «Ла Скала», Милан) и др. Идеолог и один из основных организаторов и теоретиков творческого объединения художников «Мир искусства», Бенуа был тонким ценителем музыки, знатоком театрального дела.

Выступал также как музыкальный критик в журнале «Мир искусства» (1899-1900), «Московский еженедельник» (1908-10), «Музыка» (1911), в газете «Слово» (1907-08), «Речь» (1911-17). Большую часть статей посвящал современному ему оперному и балетному театру.

В центре его музыкальных интересов творчество М. И. Глинки, композиторов «Могучей кучки» (особенно М. П. Мусоргского), отчасти Р. Вагнера. Его любимый композитор — П. И. Чайковский. Как музыкальный критик отстаивал традиции реализма, резко осуждал руководство императорских театров, прежде всего Мариинского театра, остро полемизировал по вопросам репертуара, высмеивал безвкусицу казённых постановок, псевдоисторичность и стилизацию театрально-живописного оформления.

Вместе с тем он выступал против самодовлеющего значения театральной живописи, пренебрежения другими компонентами музыкального спектакля. Бенуа высоко оценил новаторскую деятельность Театра музыкальной драмы, хотя во многом критически относился к его дирижёру и музыкальному руководителю М. А. Бихтеру. В ярких статьях, посвященных т.н. «Русским сезонам за границей» Дягилева (1907, 1908, 1911), проходившим в Париже, Бенуа подчёркивал мировое значение русской музыки и музыкального театра.

Сочинения: Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-3, Нью-Йорк, 1955; Memoirs, v. 1-2, L., 1960-64; Александр Бенуа размышляет, [Статьи и письма. 1917-1960 гг.], М., 1968.

Литература: Эткинд М., Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960, Л.-М., 1965; Бернандт Г., Александр Бенуа и музыка, М., 1969.

И. М. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама