Alexandre Benois
Александр Николаевич Бенуа (21 IV (3 V) 1870, Петербург — 9 II 1960, Париж) — русский живописец, график, театральный художник, историк искусств, художественный и музыкальный критик, режиссёр. Род. в семье архитектора Н. Л. Бенуа. В 1894 окончил юридический факультет Петербургского университета. С детских лет увлекался музыкой, оказавшей глубокое влияние на его искусство живописца, был хорошим пианистом. В 1900 выступил впервые как театральный художник (опера «Месть амура» А. С. Танеева, Эрмитажный театр, Петербург).
Автор сценария балета «Павильон Армиды» Черепнина (1907) и либретто балета «Петрушка» (1911). С 1908 работал для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (создал декорации к спектаклям: «Борис Годунов», 1908; «Петрушка», 1911, и «Соловей», 1914, Стравинского). С 1918 заведовал картинной галереей Эрмитажа. С 1919 член директории Академического театра оперы и балета в Петрограде (бывший Мариинский театр), его постоянный художник. Как режиссёр поставил здесь оперу «Пиковая дама» (1921).
С 1926 жил и работал в Париже. Среди работ Бенуа этого периода — декорации к спектаклям «Золотой петушок» (1927, театр «Гранд-Опера», Париж), «Евгений Онегин» (1938, театр «Ла Скала», Милан) и др. Идеолог и один из основных организаторов и теоретиков творческого объединения художников «Мир искусства», Бенуа был тонким ценителем музыки, знатоком театрального дела.
Выступал также как музыкальный критик в журнале «Мир искусства» (1899-1900), «Московский еженедельник» (1908-10), «Музыка» (1911), в газете «Слово» (1907-08), «Речь» (1911-17). Большую часть статей посвящал современному ему оперному и балетному театру.
В центре его музыкальных интересов творчество М. И. Глинки, композиторов «Могучей кучки» (особенно М. П. Мусоргского), отчасти Р. Вагнера. Его любимый композитор — П. И. Чайковский. Как музыкальный критик отстаивал традиции реализма, резко осуждал руководство императорских театров, прежде всего Мариинского театра, остро полемизировал по вопросам репертуара, высмеивал безвкусицу казённых постановок, псевдоисторичность и стилизацию театрально-живописного оформления.
Вместе с тем он выступал против самодовлеющего значения театральной живописи, пренебрежения другими компонентами музыкального спектакля. Бенуа высоко оценил новаторскую деятельность Театра музыкальной драмы, хотя во многом критически относился к его дирижёру и музыкальному руководителю М. А. Бихтеру. В ярких статьях, посвященных т.н. «Русским сезонам за границей» Дягилева (1907, 1908, 1911), проходившим в Париже, Бенуа подчёркивал мировое значение русской музыки и музыкального театра.
Сочинения: Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-3, Нью-Йорк, 1955; Memoirs, v. 1-2, L., 1960-64; Александр Бенуа размышляет, [Статьи и письма. 1917-1960 гг.], М., 1968.
Литература: Эткинд М., Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960, Л.-М., 1965; Бернандт Г., Александр Бенуа и музыка, М., 1969.
И. М. Ямпольский