Pyotr Slovtsov
Детские годы. Годы учебы.
Замечательный российский певец Пётр Иванович Словцов родился 12 июля (30 июня старого стиля) 1886 года в селе Устьянском Канского уезда Енисейской губернии в семье церковного дьякона.
В раннем детстве, в возрасте 1,5 лет он потерял отца. Когда Пете было 5 лет мать, переехала в Красноярск, где прошли детские и юношеские годы юного Словцова.
По семейной традиции мальчика отдали учиться в духовное училище, а затем в духовную семинарию (ныне здание гарнизонного военного госпиталя), где его учителем музыки был П.И.Иванов-Радкевич (впоследствии профессор Московской консерватории). Ещё в детском возрасте серебристый, звонкий дискант мальчика привлекал внимание всех окружающих своей красотой, широким диапазоном.
В училище и семинарии на пение обращалось особое внимание, и Петр Словцов много пел в хоре. Его голос заметно выделялся среди голосов семинаристов, и ему стали поручать сольные выступления.
Все слушавшие его утверждали, что молодого певца ожидает блестящая артистическая карьера и при условии правильной постановки голоса Словцов в будущем может занять место ведущего лирического тенора на любой большой оперной сцене.
В 1909 году юный Словцов оканчивает духовную семинарию и, отказываясь от семейной карьеры священнослужителя, поступает на юридический факультет Варшавского университета. Но уже через полгода влечение к музыке приводит его в Московскую консерваторию, и он поступает в класс профессора И.Я.Горди.
По окончании консерватории в 1912 году Словцов стал солистом Киевского оперного театра. Чудесный голос - лирический тенор, мягкий и благородный по тембру, высокая культура, большая искренность и выразительность исполнения, быстро принесли молодому певцу любовь слушателей.
Начало творческой деятельности.
Уже в начале своей артистической деятельности Словцов выступал с обширным оперным и камерным репертуаром, записывался на пластинки ряда фирм. В те годы на русской оперной сцене пели многие первоклассные тенора: Л.Собинов, Д.Смирнов, А.Давыдов, А.Лабинский и ряд других. Молодой Словцов сразу - же вошел в эту замечательную плеяду артистов как равный.
Но к этому необходимо добавить, что многие слушатели того времени сходились на одном мнении, что у Словцова исключительно редкий по своим качествам голос, трудно поддающийся описанию. Лирический тенор, ласкающего тембра, нетронутый, свежий, исключительный по силе и с бархатным звуком, он порабощал и покорял слушателей, забывающих обо всем и целиком находящихся во власти этого голоса.
Широта диапазона и изумительное дыхание позволяют певцу отдать весь звук театральному залу, ничего не скрадывая, ничего не утаивая неправильной постановкой дыхания.
По признанию многих рецензентов голос Словцова родственен Собиновскому, но несколько шире и еще теплее. С одинаковой легкостью Словцовым исполнялись и ария Ленского и ария Алеши Поповича из оперы Гречанинова "Добрыня Никитич", которую мог исполнять только первоклассный драматический тенор.
Современники Петра Ивановича часто спорили о том, в каком из жанров Словцов более хорош: в камерном или оперном. И часто не могли прийти к единому мнению, поскольку в любом из них Словцов являлся большим мастером.
Но этому любимцу сцены в жизни присущи были необыкновенная скромность, доброта, отсутствие всякого высокомерия. В 1915 году певец был приглашен в труппу Петроградского Народного дома. Здесь он неоднократно выступал с Ф.И.Шаляпиным в операх "Князь Игорь", "Русалка", "Фауст", Моцарт и Сальери", "Севильский цирюльник".
Великий артист тепло отзывался о таланте Словцова. Он подарил ему на память свою фотографию с надписью: "На добрую память с сердечными пожеланиями успехов в мире искусства". П.И.Словцову от Ф.Шаляпина, Декабрь 31, 1915 Питер.
Женитьба с М.Н.Риоли-Словцовой.
Через три года после окончания консерватории в жизни П.И.Словцова произошли большие изменения, в 1915 году он женился. Его жена, урожденная Анофриева Маргарита Николаевна, а впоследствии Риоли - Словцова также в 1911 году окончила Московскую консерваторию по классу вокала профессора В.М.Зарудной-Ивановой. Вместе с ней по классу профессора У.А.Мазетти завершила курс замечательная певица Н.А.Обухова, с которой в течение многих лет их связывала крепкая дружба, начавшаяся в консерватории. 'Когда будешь знаменитой, - писала Обухова на своей фотографии, подаренной Маргарите Николаевне, - не отказывайся от старых друзей'.
В характеристике, данной Маргарите Николаевне Анофриевой профессором В.М.Зарудной-Ивановой и ее мужем - композитором и директором консерватории М.М.Ипполитовым-Ивановым, был отмечен не только исполнительский, но и педагогический талант дипломницы. Они писали, что Анофриева может вести педагогическую работу не только в средних музыкальных учебных заведениях, но и в консерваториях.
Но Маргарита Николаевна любила оперную сцену и достигла здесь совершенства, исполняя ведущие партии в оперных театрах Тифлиса, Харькова, Киева, Петрограда, Екатеринбурга, Томска, Иркутска.
В 1915 году М.Н.Анофриева вышла замуж за П.И.Словцова, и отныне их путь на оперной сцене и в концертных выступлениях проходит в тесном содружестве.
Маргарита Николаевна окончила консерваторию не только как певица, но и пианистка. И вполне понятно, что у Петра Ивановича, выступавшего в камерных концертах, любимейшим аккомпаниатором была Маргарита Николаевна, отлично знающая весь его богатый репертуар и великолепно владеющая аккомпаниаторским искусством.
Возвращение в Красноярск. Народная консерватория.
С 1915 по 1918 годы Словцов работает в Петрограде в Большом театре при Народном доме. Решив немного подкормиться в Сибири, после голодной петроградской зимы, Словцовы едут на лето в Красноярск к матери певца. Начавшийся колчаковский мятеж не позволяет им вернуться обратно. Сезон 1918-1919 годов певческая чета проработала в опере Томск - Екатеринбург, а сезон 1919 - 1920 годов в Иркутской опере.
5 апреля 1920 года в Красноярске была открыта Народная консерватория (ныне Красноярское училище искусств). Самое деятельное участие в её организации приняли П.И.Словцов и М.Н.Риоли-Словцова, создав образцовый, прославившийся по всей Сибири вокальный класс.
Несмотря на большие трудности в годы экономической разрухи - наследия гражданской войны, - работа консерватории шла интенсивно и успешно. Её деятельность была наиболее масштабной в сравнении с работой других музыкальных учреждений Сибири. Трудностей было, конечно же, много: не хватало музыкальных инструментов, помещений для занятий и концертов, преподавателям месяцами недоплачивалась зарплата, летние отпуска вообще не оплачивались.
С 1923 года стараниями П.И.Словцова и М.Н.Риоли-Словцовой в Красноярске возобновились оперные спектакли. В отличие от ранее работавших здесь оперных коллективов, которые создавались за счет приезжих артистов, этот коллектив состоял целиком из красноярских певцов и музыкантов. И в этом большая заслуга Словцовых, которые сумели объединить всех любителей оперной музыки Красноярска. Участвуя в опере, не только как непосредственные исполнители ответственных партий, Словцовы являлись еще и режиссерами, и руководителями групп солистов - вокалистов, чему способствовала их великолепная вокальная школа и богатый опыт в области сценического искусства.
Словцовы старались, чтобы красноярцы услышали как можно больше хороших певцов, приглашая в свои спектакли оперных гастролеров. Среди них были такие известные в свое время оперные исполнители, как Л.Балановская, В.Касторский, Г.Пирогов, А.Коломейцева, Н.Сурминский и многие другие. В 1923 - 1924 годах осуществлялись постановка таких опер как: "Русалка", "Травиата", "Фауст", "Дубровский", "Евгений Онегин".
В одной из статей тех лет газеты "Красноярский рабочий" отмечалось, что 'подготовка таких постановок с непрофессиональными артистами - это, своего рода, - подвиг'.
Красноярские меломаны долгие годы вспоминали прекрасные образы, созданные Словцовым: Князя в 'Русалке' Даргомыжского, Ленского в 'Евгении Онегине' Чайковского, Владимира в 'Дубровском' Направника, Альфреда в 'Травиате' Верди, Фауста в одноименной опере Гуно.
Но не менее памятны красноярцам и камерные концерты Словцова, которых всегда ждали как праздников.
У Петра Ивановича были особенно любимые им произведения, исполняемые с большим искусством и вдохновением: романс Надира из оперы 'Искатели жемчуга' Бизе, песенка герцога из оперы 'Риголетто' Верди, каватина царя Берендея из оперы 'Снегурочка' Римского-Корсакова, ариозо Вертера из одноименной оперы Массне, 'Колыбельная' Моцарта и другие.
Создание "Трудового оперного коллектива" в Красноярске.
В конце 1924 года, по инициативе профессионального союза работников искусств (Рабис), на базе оперного коллектива, организованного П.И.Словцовым, была создана увеличенная оперная труппа, получившая название 'Трудовой оперный коллектив'. Тогда же был заключен договор с горсоветом на использование для оперных спектаклей здание театра им. А.С.Пушкина и выделена дотация в три тысячи рублей, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране.
В оперном коллективе принимало участие свыше 100 человек. Членами правления и художественными руководителями его стали А.Л.Марксон, дирижировавший спектаклями, и С.Ф.Абаянцев, руководивший хором. Из Ленинграда и других городов пригласили ведущих солистов: Марию Петипа (колоратурное сопрано), Василия Полферова (лирико-драматический тенор), знаменитую оперную певицу Любовь Андрееву-Дельмас. Эта артистка обладала удивительным сочетанием великолепного голоса и ярких сценических данных. Одна из лучших работ Андреевой-Дельмес - партия Кармен, в свое время вдохновила А.Блока на создание цикла стихотворений Кармен. Старожилы, видевшие в Красноярске этот спектакль, долго ещё вспоминали, какое незабываемое впечатление произвели на слушателей талант и мастерство артистки.
Первый Красноярский оперный театр, созданный немалыми стараниями четы Словцовых, работал интересно и плодотворно. Рецензенты отмечали хорошие костюмы, разнообразный реквизит, но, прежде всего, высокую культуру музыкального исполнения. Оперный коллектив проработал 5 месяцев (с января по май 1925 года). За это время было поставлено 14 опер. 'Дубровский' Э.Направника, и 'Евгений Онегин' П.Чайковского ставились с участием Словцовых. Красноярской опере не были чужды поиски новых форм художественной выразительности. По примеру столичных театров создается спектакль 'Борьба за коммуну', в которой постановщики попытались по-новому осмыслить классику. В основу либретто легли события времен Парижской коммуны, а музыка - из 'Тоски' Д.Пуччини (такие художественные поиски были свойственны двадцатым годам).
Жизнь в Красноярске.
Красноярцы знали Петра Ивановича не только как артиста. Полюбивший с детства простой крестьянский труд, он в течение всей своей жизни в Красноярске, все свободное время отдавал хозяйству. Имея лошадь, сам ухаживал за ней. И горожане часто видели, как в легком экипаже Словцовы проезжали по городу, направляясь отдохнуть в его окрестности. Невысокого роста, полноватый, с открытым русским лицом, П.И.Словцов привлекал к себе людей сердечностью и простотой обращения.
Петр Иванович любил красноярскую природу, бывал в тайге и на знаменитых 'Столбах'. Этот чудесный уголок Сибири привлекал многих, и кто бы ни приезжал в Красноярск, всегда старался побывать там.
Очевидцы рассказывают об одном случае, когда Словцову пришлось петь далеко не в концертной обстановке. Собралась группа приезжих артистов, и они попросили Петра Ивановича показать им 'Столбы'.
Весть о том, что на 'Столбах' находится Словцов, тотчас стала известна столбистам, и они уговорили артистов встречать восход солнца на 'Первом столбе'.
Группу во главе с Петром Ивановичем повели опытные скалолазы - братья Виталий и Евгений Абалаковы, Галя Турова и Валя Чередова, которые страховали буквально каждый шаг новичков-столбистов. На вершине поклонники знаменитого певца попросили Петра Ивановича спеть, а вся группа хором ему подпевала.
Концертная деятельность Словцовых.
Петр Иванович и Маргарита Николаевна Словцовы сочетали педагогическую работу с концертной деятельностью. В течение многих лет выступали они с концертами в различных городах Советского Союза. И везде их выступления получали самую восторженную оценку.
В 1924 году состоялись гастрольные концерты супругов Словцовых в Харбине (Китай). Одна из многочисленных рецензий отмечала: 'Русский музыкальный гений обретает на наших глазах все более совершенных исполнителей... Божественный голос, серебряный тенор, которому, по общему мнению, нет сейчас равных в России. Лабинский, Смирнов и другие в настоящее время, по сравнению с ослепительным богатством звука у Словцова, - всего только драгоценные пластинки для граммофонов 'невозвратного прошлого'. А Словцов - это сегодняшний день: солнечный, рассыпающийся алмазами музыкального сверкания, о котором Харбин не смел мечтать... С первой же арии вчерашний успех выступлений Петра Ивановича Словцова перешел в овацию. Овации горячие, бурные, несмолкаемые превратили концерт в сплошной триумф. Сказать так - значит лишь в слабой степени определить чудесное впечатление от вчерашнего концерта. Словцов пел и несравненно, и восхитительно, пел божественно... П.И.Словцов - певец исключительный и единственный...'
В этой же рецензии отмечен успех в этом концерте М.Н.Риоли-Словцовой, которая не только прекрасно пела, но и аккомпанировала супругу.
Московская консерватория.
В 1928 году П.И.Словцов был приглашен профессором пения в Московский центральный комбинат театрального искусства (впоследствии ГИТИС, а ныне РАТИ). Наряду с педагогической деятельностью, Петр Иванович пел в Большом академическом театре СССР.
Столичная пресса определяла его как "крупную величину, законченного вокалиста, пользующегося большой репутацией". Газета "Известия" 30 ноября 1928 года после одного из его концертов писала: "С певческим искусством Словцова нужно ознакомить широкие слушательские массы".
Выступая с большим успехом в Москве и Ленинграде, он пел в "Травиате" - с А.Неждановой, в "Русалке" - о В.Павловской и М.Рейзеном. Газеты тех лет писали: "Травиата" ожила и омолодилась, лишь только к ней прикоснулись замечательные мастера, выступавшие в главных ролях: Нежданова и Словцов, Много - ли у нас лирических теноров, которые обладали бы такой прекрасной школой и таким высоким мастерством?".
Последний год жизни певца.
Зимой 1934 года Словцов совершил поездку с концертами по Кузбассу, в последних концертах выступал Пётр Иванович уже больным. Торопился в Красноярск, и здесь окончательно слег, а 24 февраля 1934 года его не стало. Певец умер в расцвете таланта и сил, ему было всего 48 лет. Весь Красноярск провожал своего любимого артиста и земляка в последний путь.
На Покровском кладбище (справа от церкви) стоит беломраморный памятник. На нем высечены слова из оперы 'Вертер' Массне: 'О не буди меня, дыхание весны'. Здесь покоится один из знаменитых русских певцов, с любовью называвшийся современниками сибирским соловьем.
В некрологе группа советских музыкальных деятелей во главе с народным артистом республики Ипполитовым-Ивановым, Собиновым и многими другими отмечала, что смерть Словцова 'глубокой болью отзовется в сердцах широких слушательских масс Советского Союза, музыкальная общественность долго будет помнить прекрасного певца и большого артиста'.
Некролог заканчивается призывом: "И кому же в первую очередь как не Красноярску сохранить о Словцове долгую память?" М.Н.Риоли-Словцова после смерти Петра Ивановича в течение двадцати лет продолжала свою педагогическую деятельность в Красноярске. Умерла она в 1954 году и похоронена рядом с мужем.
В 1979 году ленинградская фирма 'Мелодия' в серии 'Выдающиеся певцы прошлого' выпустила диск, посвященный П.И.Словцову.
Материалы подготовлены по книге Б.Г.Кривошея, Л.Г.Лаврушева, Э.М.Прейсман 'Музыкальная жизнь Красноярска', Красноярское книжное издательство 1983 г., документам Государственного архива Красноярского края, и Красноярского краевого краеведческого музея.