Мари-Клер Ален (фр. Marie-Claire Alain; 10 августа 1926 — 26 февраля 2013) — французская органистка.
Французская органистка Мари-Клер Ален известна не только как прекрасная исполнительница, но и как педагог, а также в качестве музыкального критика. За свою творческую жизнь она дала более двух с половиной тысяч концертов и осуществила более двух сотен записей.
Родина Мари-Клер Ален – город Сен-Жермен-ан-Ле, расположенный на реке Сене в 19 км от Парижа. Она появилась на свет в музыкальной семье: ее отец Альберт Ален – ученик Александра Гильмана, Габриеля Форе и Луи Вьерна – был композитором, органистом и органостроителем. Всю жизнь он играл на органе в родном городе. Музыкальную одаренность отца унаследовали все дети, но не ко всем судьба была благосклонна: о композиторе и органисте Жане Аристе Алене – ученике Поля Дюка и Марселе Дюпре – говорили как о восходящей звезде французской музыки, его высоко ценили Франсис Пуленк и Оливье Мессиан, но Жан Арист погиб во время Второй мировой войны. Одиль Ален – подающая большие надежды певица-сопрано – погибла, занимаясь альпинизмом. Долгая жизнь была суждена органисту и композитору Оливье Алену и Мари-Клер – младшей в семье.
Первым наставником Мари-Клер в искусстве игры на органе стал ее отец. Уже в одиннадцатилетнем возрасте она играла в той же церкви, где он трудился в качестве органиста. В 1944 году, когда союзные войска освободили Париж, восемнадцатилетняя органистка отправилась в столицу, где стала студенткой консерватории. Здесь в искусстве игры на органе ее наставлял Марсель Дюпре, в гармонии – Морис Дюрюфле, который посвятил одну из своих органных прелюдий ее брату, а фортепианной игре она обучалась под руководством Ива Ната. Завершив обучение в 1950 году, Мари-Клер приняла участие в конкурсе органистов в Женеве, где была удостоена второй премии (учитывая, что первая премия не была присуждена никому, ее можно считать победительницей этого конкурса). В том же году Мари-Клер Ален дала свой первый публичный концерт. В следующем году общество «Друзья органа» присудило ей премию Баха.
В последующие два года Ален совершенствовала свое искусство под руководством французского органиста Гастона Литеза, после чего началась ее исполнительская карьера. Органистка немало гастролировала по Европе, а в 1961 году совершила свое первое гастрольное турне по США. Публику поражала не только ее виртуозная игра, но и то, что Ален исполняла крупные произведения исключительно по памяти. Параллельно началась ее педагогическая деятельность – с 1956 года она читала лекции в Гарлемской летней академии органистов в Голландии.
Репертуар Мари-Клер Ален разнообразен – в него вошли и творения мастеров барокко, и органная музыка эпохи романтизма, и произведения композиторов ХХ столетия. Эти сочинения она не только исполняла на концертах, но и записывала. Среди ее записей особое место занимает полное собрание органных сочинений Иоганна Себастьяна Баха, причем такой грандиозный труд исполнительница осуществила трижды. Впервые она приступила к решению этой задачи в 1959 году, и первоначально речь шла только о нескольких токкатах и фугах, но успех первых записей побудил артистку продолжить работу в этом направлении, и в 1968 году был завершен полный цикл. Ален признавалась, что в процессе работы над этой записью многому научилась. В последующие годы музыковеды провели немало исследований в области музыки эпохи барокко, и это сподвигло Ален на новую запись баховских шедевров, которую она осуществила в 1975-1978 годах. И наконец, в 1986 году она начала третью запись полного собрания органной музыки Баха, завершив ее в 2003 году. Большое значение органистка при этом придавала выбору инструмента, отмечая, что для исполнителей прошли те времена, когда можно было всю жизнь играть на одном органе, а потому поздние произведения Иоганна Себастьяна Баха нельзя исполнять на тех же инструментах, что и ранние.
Три записи полного собрания органных сочинений Баха – не единственная заслуга Мари-Клер Ален. Она также записала все органные произведения другого немецкого композитора эпохи барокко – Дитриха Букстехуде, за что ей была вручена специальная премия города Любека. Удостоилась органистка и других наград, среди которых – Премия Леони Соннинг, Орден литературы и искусства, Орден Почетного легиона. Кроме того, несколько университетов присвоили ей степень почетного доктора. Много лет Мари-Клер Ален преподавала в Парижской консерватории. Среди ее учеников – Диана Биш, Вольфганг Кариус, Марина Николаевна Чебуркина.
Среди записей, осуществленных Мари-Клер Ален – творения Георга Фридриха Генделя, Карла Филиппа Эммануила Баха, Иоганна Пахельбеля, Ференца Листа, Феликса Мендельсона-Бартольди, Сезара Франка, Луи Вьерна, Франсиса Пуленка и других композиторов. Особое место занимает среди записей органистки полное собрание сочинений ее отца, причем исполнены они были на том самом органе в Сен-Жермен-ан-Ле, на котором играл Альберт Ален. Записала она и произведения своего брата Жана Ариста Алена.
Мари-Клер Ален ушла из жизни в 2013 году.