Alberto Alonso
Он мечтал о том, что однажды Майя Плисецкая предложит ему поставить для нее балет. И мечта блистательно сбылась.
Альберто Хулио Райнери Алонсо родился 22 мая 1917 года в Гаване. Он и его старший брат Фернандо брали уроки танца у русского эмигранта Николая Яворского, который сам не был профессиональным артистом. Там же занималась Алисия Мартинес дель Ойо, которая вышла замуж за Фернандо и стала всемирно известной балериной Алисией Алонсо.
«Когда к нам на гастроли из Европы приехал Русский балет полковника де Базиля, Яворский, бывший солдат белой армии, встретился с де Базилем, директором труппы, ранее – белогвардейским офицером. После этого меня отправили во Францию, где я начал учиться у мадам Преображенской», – вспоминал хореограф. Пройдя такую школу, он стал первым профессиональным танцовщиком на Кубе.
Он два года проработал в Гаване, в Обществе музыкального искусства, оттуда попал в «Русский балет Монте-Карло», затем он танцевал в Американском театре балета – в частности, исполнил партию Мавра в балете «Петрушка», поставленном Михаилом Фокиным. В течение следующих пяти лет он гастролировал по миру и женился на танцовщице, известной как Александра Денисова (ее настоящее имя было Патриция Дениз Майерс, и она была родом из Канады).
В 1941 году Альберто Алонсо дебютировал как хореограф. А в 1946 году вместе с братом и Алисией Алонсо он основал труппу, которая получила название «Балет Алисии Алонсо». Там Альберто Алонсо получил возможность воплотить в жизнь много интересных идей. Он поставил много балетов, в том числе «Перед рассветом» – в 1948 году, «Рапсодия Негра» в 1953 году, «Ромео и Джульетта» в 1970 году и даже хореографическую версию романа Эмили Бронте «Грозовой перевал». Из-за постановки «Перед рассветом» у труппы были неприятности – власти сочли, что она подрывает режим Фульхенсио Батисты, и «Балет Алисии Алонсо» лишился небольшой субсидии, выделявшейся правительством.
Алонсо активно вводил в классическую хореографию элементы испанского и латиноамериканского народного танца. Много лет спустя он говорил: «Это кубинский стиль танца, это не я придумал, так придумал народ. Я хотел, чтобы кубинцы продолжали танцевать так, как они танцуют, но при этом в классической форме». В своих постановках он свободно комбинировал произведения разных композиторов – «Концерт» был на музыку Баха и Вивальди, «Ромео и Джульетта» – на музыку Берлиоза и Пьера Анри.
Кубинских артистов охотно приглашали в Москву – там и состоялась встреча, которая принесла Алонсо всемирную известность.
«Как-то я оказалась на концерте Кубинского балета, гастролировавшего в Москве, и увидела танцевальные номера, поставленные Альберто Алонсо, – рассказывала журналистам Майя Плисецкая. – И хотя, казалось бы, ни один номер по сюжету не отвечал моей мечте о Кармен, я сразу подумала: вот этот балетмейстер с его талантом, темпераментом может осуществить мое давнишнее стремление. В антракте я подошла к Альберто Алонсо и спросила: не думал ли он о «Кармен» на балетной сцене? Он сразу загорелся, почувствовав свою тему. Скоро Альберто Алонсо приехал в Москву с уже сочиненным либретто балета, и начались репетиции. Наконец сбылась мечта всей моей артистической жизни – Кармен! Я дождалась своего балета. Не каждая балерина может сказать такое, это редкое артистическое счастье».
Сюжет «Кармен» очень танцевален – он привлек внимание хореографов сразу после того, как в 1846 году была опубликована новелла Проспера Мериме «Кармен». Одним из первых за эту тему взялся молодой Мариус Петипа. Альберто Алонсо поставил «антиклассический» балет – без обязательной выворотности и плавных линий, сплошные острые углы, и в придачу – агрессивная эротика. Премьера была скандальной, но балет остался в репертуаре Большого театра, а хореограф прославился и создал впоследствии еще добрый десяток версий «Кармен-сюиты», в том числе для Алисии Алонсо, – в Испании, Мексике, Аргентине, Гаване, Финляндии, Токио, Китае, США…
Он продолжал активно работать, но его тяготили изоляция Кубы и единовластное правление Алисии Алонсо в кубинском балете. В начале 1990-х годов он перебрался во Флориду. Там он преподавал в различных американских учебных заведениях, осуществил ряд постановок, а в 2005 году приезжал в Москву для участия в возобновлении «Кармен-сюиты» на сцене Большого театра, осуществлённом к 80-летию Майи Плисецкой. Там он восстановил те фрагменты танцев, которые в 1967 году по просьбе артистов, испугавшихся за судьбу балета, был вынужден убрать.
Альберто Алонсо скончался 31 декабря 2007 года в Гейнсвилле.
Д. Трускиновская