Piano Quartet (Es-dur), Op. 47
Роберт Шуман создал шесть камерно-инструментальных ансамблей с участием фортепиано. Облик этих произведений отличается от стиля струнных квартетов. Если квартеты были для Шумана своеобразным «эталоном» серьезной, глубокой музыки, то фортепианные ансамбли представляются в большей степени рассчитанными на внешний эффект. Это не означает, что композитор отказался от собственных творческих принципов, но многие его произведения с трудом находили понимание у слушателей, которые не были профессиональными музыкантами – между тем, «достучаться» до широкой публики ему тоже хотелось. Фортепианные ансамбли подходили для этого идеально. Имело для него значение и обогащение репертуара Клары Шуман, которая оставалась главной, если не сказать – единственной пропагандисткой его творений. Супруга композитора нередко исполняла фортепианные партии в этих ансамблях.
Создавая произведения, близкие широкому кругу слушателей, композитор стремился к максимальной доходчивости. Темы медленных частей его фортепианных ансамблей интонационно сближаются с бытовым романсом, а в быстрых появляется бравурность, эффектная виртуозность, «выигрышность» инструментальных партий с артистической точки зрения (ведь публика того времени так любила демонстрацию блестящей техники!). Масштаб музыкального развертывания становится довольно широким – не требующим такого сосредоточения, как емкая и глубокая миниатюра. Однако, стремясь к доходчивости, композитор не опускается до упрощения. Музыкальные идеи могут быть безыскусными и простыми, но их развитие всегда богато и изобретательно, музыкальная форма выверена и отточена, а темы не сразу раскрывают свою подлинную глубину.
Одно из произведений, созданных Робертом Шуманом на поприще камерно-инструментальной музыки – Фортепианный квартет ми-бемоль мажор, написанный в 1842 г. и посвященный графу Вильегорскому. Его написанию непосредственно предшествовало создание другого камерного сочинения с участием фортепиано – Квинтета ми-бемоль мажор. Квартет несколько уступает ему в оригинальности и самобытности тематизма, однако произведения сопоставимы и по мастерству музыкальной формы, и по эмоциональной насыщенности, и по виртуозному блеску.
Главная партия первой части – Sostenuto assai – Allegro ma non troppo – имеет подчеркнуто классический облик, но в процессе развития в полной мере выявляется ее своеобразие. Если в Фортепианном квинтете тема с самого начала предстает как выпуклый музыкальный образ, то в Квартете она зарождается постепенно: «вопросительный» восходящий ход, расслоение фактуры, движение голосов внутри аккорда – так постепенно выкристаллизовывается оживленная мелодия, задающая тон активному музыкальному движению в экспозиции, при этом начальная интонация вступления сохраняется в преображенном виде в арпеджированных аккордах, сопровождающих тему. В первой части не возникает обилия образов – в процессе развития раскрывается потенциал того круга интонаций, который был очерчен во вступлении и в главной партии.
Вторая часть – Scherzo. Molto vivace – Trio I – Trio II – представляет собой скерцо с двумя трио. В его тематизме можно усмотреть нечто общее с произведениями Феликса Мендельсона-Бартольди – например, основная тема скерцо напоминает одну из тем увертюры «Сон в летнюю ночь», а первое трио с его нежной лирикой перекликается с «Песнями без слов». Но во втором трио, которое построено на развитии основной темы, уже ничего мендельсоновского обнаружить нельзя – это именно шумановская музыка со всей ее причудливостью и необычным колоритом.
Часть третья – Andante cantabile – открывается «высказываеним» скрипки, которое представляется по-итальянски чувствительным. Из начальной темы вырастает мелодия в духе романса. В ней, пожалуй, нельзя усмотреть особой самобытности, но она очаровывает своей красотой (особый эмоциональный оттенок придает ей восходящий ход на септиму). Выразительность темы в полной мере раскрывается в развитии с помощью полифонических приемов (композитор использует здесь каноническую имитацию).
Полифонические приемы в изобилии используются и в финале – Finale. Vivace. Основная тема его представляется не настолько яркой, как в заключительной части Фортепианного квинтета ми-бемоль мажор, однако в развитии музыкального материала проявляется неистощимая изобретательность. В целом четвертая часть Фортепианного квартета отличается активным, «наступательным» характером.
Фортепианный квартет ми-бемоль мажор Роберта Шумана в некоторой степени оказался «в тени» своего «старшего брата» – он не настолько известен и исполняется реже, чем ми-бемоль-мажорный Квинтет. Однако это произведение, несомненно, заслуживает внимания, обладая своим особым очарованием.
Камерно-инструментальное творчество Шумана →