Иштван Антал

Дата рождения
27.01.1909
Дата смерти
25.09.1978
Профессия
Страна
Венгрия
Иштван Антал

Антал, Иштван (венг. Antal István; 27 января 1909, Будапешт — 25 сентября 1978, там же) — венгерский пианист.

С юных лет венгерский музыкант проявил качества, позволявшие предсказать ему большое артистическое будущее: блестящие пианистические данные и примечательную для этого возраста серьезность. Затем Антал получил профессиональное образование в Венской музыкальной академии; к 16 годам он уже играл сложнейшие произведения фортепианной литературы и виртуозные переложения. Позднее он совершенствовался в Берлине у Л. Кройцера, значительно углубившего его подход к проблемам интерпретации. Параллельно он изучал также композицию и теоретические дисциплины. Впервые его имя стало известно после конкурса имени Листа (1933), где Антал стал лауреатом, но подлинно международную известность артист получил в послевоенные годы благодаря многочисленным записям и концертным выступлениям.

Начиная с 1957 года Антал неоднократно концертировал во многих крупных городах нашей страны. «Основные черты исполнительского облика пианиста,- писал горьковский критик В. Моренов, — умение просто, доходчиво, в своеобразной, сдержанной и благородной манере передать замысел композитора, блестящее владение фортепианной техникой». Это мнение подтверждает и отзыв воронежской газеты «Коммуна»: «Иштван Антал — отличный музыкант, обладающий безукоризненной техникой, тонким чувством стиля и исключительно бережным отношением к авторскому тексту». Эти качества определяют и успех И. Антала как педагога, несколько десятилетий занимавшего пост профессора Будапештской музыкальной академии; он воспитал в ее стенах немало лауреатов международных конкурсов.

Репертуар Антала составляли преимущественно произведения композиторов XIX века. К числу его достижений критика относила интерпретацию Первого концерта Брамса, поздних сонат Бетховена. Однако наиболее высокую оценку получала его трактовка редко исполняемых сочинений Шумана (в том числе Сонаты № 1), Брамса (Соната № 2), миниатюр Листа. Здесь Антал представал тонким художником, отлично чувствующим стиль музыки. Вместе с тем в исполнении виртуозных произведений — этюдов или транскрипций того же Листа — ему недоставало (при всей технической точности) темперамента и артистической непосредственности. Примечательно, однако, что, и вступив в период зрелости, артист продолжал совершенствовать свое искусство; его трактовки ряда произведений оказывались с годами одухотвореннее и тоньше. Особенно плодотворным стал для него, пожалуй, как раз последний период жизни, когда репертуар артиста обогатился многими произведениями современной музыки. В частности, лишь отметив свое 60-летие, он впервые сыграл Второй концерт Бартока — и сыграл, по мнению критиков, ярко и своеобразно. Именно тогда им были сделаны многие записи, запечатлевшие лучшие черты артистического облика этого музыканта.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

Ян Гус Писатели

рекомендуем

смотрите также

Клаудио Аррау Пианисты
Бруно Вальтер Дирижёры
Максим Рысанов Инструменталисты
Марта Аргерих Пианисты
Андрес Сеговия Инструменталисты

Реклама