Струнный квартет No. 3 («Славянский квартет») соль мажор, Op. 26 (1888)
Близок по характеру к сюите и «Славянский квартет» (как устанавливает Раабен, отдельные части квартета создавались в разное время, независимо друг от друга, и только затем были объединены в одно целое), состоящий из плавной, неторопливой первой части в духе величальных русских песен, строгой торжественной интерлюдии живой, ритмически острой Мазурки со своеобразными ладовыми обертонами, «бурдонящими» квинтовыми басами и другими приемами, придающими музыке «сельский» колорит.
Завершает цикл широкий размашистый финал, названный «Славянским праздником». В отличие от сравнительно кратких предшествующих частей финал представляет собой развернутое по форме рондо с обилием ярких живописных контрастов и даже некоторой пестротой материала. Рефреном служит стремительная плясовая тема в характере трепака, в эпизодах проходят мелодии, напоминающие то чешскую польку, то польский краковяк, то украинский гопак. Изложение иногда уплотняется и приобретает черты оркестральности, что позволило композитору создать оркестровую редакцию финала в виде самостоятельной симфонической пьесы.
Ю. Келдыш