Катя Риччарелли (итал. Katia Ricciarelli; род. 16 января 1946, Ровиго) — итальянская оперная певица (сопрано).
Итальянскую певицу Катю Риччарелли на родине называют «сладчайшей», «нежнейший» — и она сполна заслужила эти эпитеты проникновенным исполнением многочисленных оперных партий. В особенности прославилась она выступлениями в операх своих знаменитых соотечественников — Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини.
Полное имя певицы — Катюша Мария Стелла Риччарелли. Необычное для Италии имя Катюша дала ей мать в честь Катюши Масловой — героини романа Льва Николаевича Толстого «Воскресение». Детство Кати не было радостным: девочке было всего два года, когда отец ее умер, семья жила в крайней бедности. Разумеется, ни о каком музыкальном обучении не было и речи — до восьмилетнего возраста Катя даже не видела ни пианино, ни рояля. Единственным источником музыкальных впечатлений было для нее радио — девочка с увлечением слушала оперные арии в исполнении Ренаты Тебальди и Марии Каллас. Благодаря природной одаренности она выучила на слух немало арий и с удовольствием пела их.
Однажды монахини, услышав пение восьмилетней Кати, предложили девочке выступить на торжестве по случаю именин священника. Впервые в жизни она пела под фортепианный аккомпанемент с «настоящим маэстро». Ее исполнение арии из оперы «Мадам Баттерфляй» привело публику в восторг. Среди слушателей был импресарио, который обратил внимание на талантливую девочку и стал приглашать ее для участия в концертах. Катя гастролировала по разным городам и селениям наряду с комиками и акробатами, но ее исполнение оперных арий неизменно оказывалось «гвоздем программы». Ее заработок стал прекрасным финансовым подспорьем для семьи.
После окончания средней школы тринадцатилетняя Катя поступила в родном городе — Ровиго — в музыкальный лицей, продолжая концертировать. Вскоре в Ровиго приехала Ирис Адами Коррадетти — знаменитая певица, у которой Катя мечтала обучаться. Во время консультации Коррадетти одобрила ее данные, но объяснила, что голос ее еще «растет», и его пока нельзя форсировать, чтобы не испортить. Коррадетти пообещала начать заниматься с Катей, когда той будет восемнадцать лет. Последовав совету маститой певицы, она прекратила выступать — и это стало тяжелым ударом по материальному положению семьи. Катя бросила учебу и устроилась работать на фабрику грампластинок, где ей пришлось освоить профессию электрика, через два года она стала продавщицей в универмаге.
Все эти годы Катя помнила об обещании Коррадетти, и когда ей исполнилось восемнадцать лет, она отправилась в Венецию и разыскала там певицу. Та помнила ее и обещание сдержала — Риччарелли стала студенткой консерватории, где обучалась у Коррадетти. Учиться было нелегко: приходилось каждый день ездить на поезде с пересадками из Ровиго в Венецию, из-за этого она не успевала выспаться. Это не лучшим образом сказывалось на здоровье Кати, и после первого учебного года она поняла, что дальше так не выдержит, поэтому на следующий учебный год она переехала в Венецию. Там она снимала маленькую комнату напополам с подругой. Денег едва хватало на еду, единственным развлечением, которое она могла себе позволить, были прогулки по набережной, но никакие трудности не могли остановить Катю на пути к мечте: в консерватории она считалась одной из лучших учениц, получила диплом с отличием, а в 1969 году одержала победу на миланском конкурсе «AsLiCo», благодаря чему была приглашена в постановку оперы «Богема» в Мантуе — Риччарелли исполнила партию Мими. В скором времени она приняла участие в другом конкурсе — «Новые голоса», проходившем в Парме, и тоже победила. Но истинным триумфом стала для Риччарелли победа в конкурсе «Вердиевские голоса», состоявшемся в 1972 году. Это открыло ей путь в «Ла Скала» — в этом прославленном театре певица впервые выступила год спустя. В следующем году она дебютировала в «Ковент-Гарден», еще через год — в «Метрополитен-опера».
Риччарелли блистала в вердиевских операх. Среди партий, исполненных ею — Леонора в «Трубадуре», Елизавета в «Доне Карлосе», Медора в «Корсаре», Виолетта в «Травиате», Амелия в «Бале-маскараде», заглавные партии в «Жанне д’Арк» и «Луизе Миллер», Джильда в «Риголетто». Роль Дездемоны в «Отелло» она исполняла не только в театре, но и в фильме-опере, поставленном Франко Дзеффирелли. Пела она и в операх Джакомо Пуччини (Лиу в «Турандот», заглавная партия в «Сестре Анжелике»), Джоаккино Россини (Розина в «Севильском цирюльнике», Аменаида в «Танкреде», Лючия в «Сороке-воровке»), Винченцо Беллини (Имоджене в «Пирате», Джульетта), Луиджи Керубини (заглавная партия в «Медее»), Вольфганга Амадея Моцарта (Донна Анна в «Дон-Жуане») и Гаэтано Доницетти (Анна Болейн в одноименной опере).
Завершив сценическую карьеру, Риччарелли продолжила активную деятельность в других ипостасях. Она проводит мастер-классы, снимается в кино — не в оперных экранизациях, а в обычных художественных фильмах, а также рассказывает об опере на телевизионных ток-шоу. Последнее Риччарелли считает очень важным, ведь певица убеждена, что опера — «народное искусство», с которым можно и нужно знакомить простую публику.