Иванов, Константин
Народный артист СССР (1958). Осенью 1936 года, был организован Государственный симфонический оркестр Союза ССР. Вскоре ассистентом его главного дирижера А. Гаука стал выпускник Московской консерватории Константин Иванов.
Нелегкий путь прошел он, прежде чем встать за дирижерский пульт крупнейшего симфонического коллектива страны. Он родился и прожил детские годы в небольшом городке Ефремове близ Тулы. В 1920 году, после смерти отца, тринадцатилетнего мальчика приютил Белёвский стрелковый полк, в оркестре которого он начал обучаться игре на валторне, трубе, кларнете. Затем музыкальные занятия были продолжены в Тбилиси, где юноша проходил действительную службу в Красной Армии.
Окончательный выбор жизненного пути совпал с переводом Иванова в Москву. В музыкальном техникуме имени Скрябина он занимается под руководством А. В. Александрова (композиция) и С. Василенко (инструментовка). Вскоре его направляют на военно-капельмейстерские курсы при Московской консерватории, а позднее переводят на дирижерский факультет, в класс Лео Гинзбурга.
Став дирижером-ассистентем в Государственном симфоническом оркестре СССР, Иванов в начале января 1938 года выступает с первым самостоятельным концертом из произведений Бетховена и Вагнера в Большом зале консерватории. В том же году молодой артист становится лауреатом Первого Всесеюзного конкурса дирижеров (III премия). После конкурса Иванов работает сначала в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а затем в оркестре Центрального радио.
Наиболее широко разворачивается исполнительская деятельность Иванова начиная с сороковых годов. Долгое время он является главным дирижером Государственного симфонического оркестра Союза ССР (1946—1965). Под его управлением звучат монументальные симфонические произведения — «Реквием» Моцарта, симфонии Бетховена, Шумана, Брамса, Дворжака, «Фантастическая симфония» Берлиоза, «Колокола» Рахманинова...
Вершина его исполнительского мастерства — интерпретация симфонической музыки Чайковского. Эмоциональной непосредственностью, задушевной искренностью отмечены прочтения Первой, Четвертой, Пятой и Шестой симфоний, увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», Итальянского каприччио. Русская классическая музыка вообще занимает доминирующее место в репертуаре Иванова. В его программы постоянно входят сочинения Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Лядова, Скрябина, Глазунова, Калинникова, Рахманинова.
Внимание Иванова привлекает и симфоническое творчество советских композиторов. Отличного интерпретатора нашли в его лице Пятая, Шестнадцатая, Двадцать первая и Двадцать седьмая симфонии Мясковского, Классическая и Седьмая симфонии Прокофьева, Первая, Пятая, Седьмая, Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии Шостаковича. Прочное место в репертуаре артиста занимают также симфонии А. Хачатуряна, Т. Хренникова, В. Мурадели. Иванов стал первым исполнителем симфоний А. Эшпая, грузинского композитора Ф. Глонти и многих других сочинений.
С искусством Иванова хорошо знакомы любители музыки многих городов Советского Союза. В 1947 году он одним из первых после войны представлял советскую дирижерскую школу за рубежом — в Бельгии. С тех пор артист побывал во многих странах мира. Везде слушатели тепло принимали Константина Иванова, и тогда, когда он выезжал за рубеж с Госоркестром, и тогда, когда под его управлением играли прославленные симфонические коллективы Европы и Америки.
Лит.: Л. Григорьев, Я. Платек. Константин Иванов. «МЖ», 1961, № 6.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969